Ниндзюцу

Аватара пользователя
Тимофеев Виктор Иванович
Сообщения: 1785
Зарегистрирован: 08 апр 2011, 12:42
Откуда: РОССИЯ, Санкт-Петербург
Контактная информация:

Ниндзюцу

Сообщение Тимофеев Виктор Иванович » 14 фев 2014, 07:03

Ниндзюцу.

Ямабуси - горные воители

Широкое распространение в японской и западной литературе по нин-дзюцу получила версия создания этого искусства горными отшельниками ямабуси, последователями уникального мистического учения сюгэндо, зародившегося в период Нара (710-784).


Сюгэндо - Путь обретения сверхъестественного могущества

Слово сюгэндо записывается тремя иероглифами. Сю (или осамэру) означает "овладевать, совершенствоваться, упражняться, изучать". Гэн (или кэн, сируси) - "знамение, очевидное проявление, эффект, чудесное деяние". А до (или мити) - "путь" (вселенский Закон жизни, главный принцип). В целом, сюгэндо можно трактовать как "путь обретения сверхъестественных сил и творения чудесных деяний посредством магической практики".

Под сюгэндо понимается не какая-то оформленная религия, имеющая собственную доктрину, а естественно развившаяся синкретическая форма верований. Ядром ее послужили древнейшие синтоистские (синто - "путь богов" - японская национальная религия, к основе которой лежат культ природы и предков) верования. Позже на них наложились представления религиозного мистического даосизма, эзотерического буддизма, учения о первоначалах вселенной Инь и Ян (онмёдо).

Особое место в сюгэндо занимают представления о горах как сакральных объектах, "местах силы". Горы издревле занимали важное место в религиозных представлениях японцев. Во-первых, они рассматривались как места обитания богов, распределяющих воду, столь необходимую для ведения сельского хозяйства. Во-вторых, японцы считали, что в горах обитают души умерших. В-третьих, среди гор встречаются вулканы, которые воплощают в себе колоссальную энергию. Под влиянием буддизма у японцев возникло представление о связи вулканов с долинами ада.

Японцы считали, что религиозная практика в горах позволяет приобрести чудесные магические способности. На этой основе развилось особое учение о магической и религиозной практике в горах - сюгэндо. Изначальная цель его, как и многих подобных систем земного шара, - поставить силы природы на службу человеку. Выражается это в способности исцелять болезни, изгонять злых духов, предсказывать судьбу, давать долгосрочные прогнозы погоды, определять время посева и т.д. Несколько позже, под влиянием эзотерического буддизма, последователи сюгэндо стали рассматривать свою аскетическую практику как путь реализации сущности Будды в "этом теле".


Ямабуси

Последователей сюгэндо, удалявшихся в горы для аскетической практики, называли ямабуси - "спящие в горах" (другие названия: яма-но хидзири - "горные мудрецы"; сюгэндзя - "занимающиеся практикой для обретения магических способностей"; сюгёся - "занимающиеся аскетической практикой"; гёдзя - "практикующие"). Далеко не все из них оставались в горах постоянно, ведя жизнь отшельника в полном смысле этого слова. Подавляющее большинство совершало восхождения в горы лишь эпизодически. В остальное время они либо находились в храмах, связанных с сюгэндо, либо странствовали, забредая подчас в самые отдаленные уголки Японии. Постепенно они обрастали приверженцами из числа мирян. Когда наступало время восхождения на святые горы, ямабуси служили для них проводниками и наставниками в постижении таинств горного отшельничества. Таких ямабуси стали называть сэндацу.

Доктринальные вопросы для ямабуси были далеко не главным. Для них гораздо важнее была реальная аскетическая практика и ее результат - чудодейственные возможности. Основу практики ямабуси составляли длительные паломничества по святым горам. По сути, они и составляли жизнь наиболее ортодоксальных аскетов. Во время этих паломничеств последователи сюгэндо посещали различные места силы: водопады, священные пруды и озера, причудливые вершины. Там они совершали различные ритуалы и обряды в надежде, что ками и будды наделят их сверхъестественной силой.


Гонения на ямабуси

Правительство в первый период существования движения сюгэндо (VII - VIII вв.) относилось к нему крайне неодобрительно. Связано это было с тем, что сюгэндо никак не вписывалось в политику государственного буддизма.

В это время государство стремилось установить контроль за распространением буддизма в стране. Принятие монашеского сана разрешалось только лицам, знающим сутры. К экзаменам на знание "богословия" допускалось лишь несколько человек в год. Все монахи должны были служить государству: молить о его благосостоянии, поддерживать в массах правительственную политическую линию.

Деятельность же ямабуси объективно противостояло этой политике. Начать с того, что в основном ямабуси становились лица, не прошедшие официального посвящения в монахи. На доктринальные вопросы им, в подавляющем большинстве, было наплевать. В первую голову они ставили практику, направленную на личное овладение сверхъестественными возможностями, а проблемы государственной стабильности и авторитета властей их волновали очень мало. Действия ямабуси носили спонтанный, неангажированный характер.

Естественно, что власти прилагали немало усилий для борьбы с сюгэндо, официально объявив это движение вне закона. В указах 718 и 729 годов запрещалось строить скиты в горах, заниматься проповедью закона Будды в лесных и горных местностях. Гонения особенно усилились в период возвышения монаха Докё, который пользовался благоволением императрицы Кокэн. В 765 году специально для него был создан пост "монаха-министра", в результате чего он фактически узурпировал власть в стране. По его приказу вооруженные отряды охотились на ямабуси, арестовывали их и разоряли горные скиты.

Многие считают, что в сопротивлении правительственным войскам родилось боевое искусство ямабуси, послужившее основой нин-дзюцу. Однако преследования ямабуси продолжались очень недолгое по историческим меркам время. Практически сразу после смещения Докё с поста "монаха-министра" в 770 году почти все ограничения деятельности ямабуси были сняты. Правительство потерпело поражение. В источниках периода гонений на сюгэндо нет никаких упоминаний о столкновениях между правительственными войсками и группами ямабуси. В условиях, когда правительство контролировало лишь центральный столичный округ, было достаточно уйти подальше в горные дебри, и уже никто "горных мудрецов" достать бы не смог, так что никакой нужды в боевом искусстве в тот период у ямабуси не было.

Использованы материалы сайтов boevieiskusstva.narod.ru и др.
В.И.

P.S.
Комментировать и создавать свои темы Вы сможете после КОРРЕКТНОЙ регистрации на форуме, а именно, написав свою Фамилию, Имя по-русски, логин по-английски и загрузив свою личную фотографию (а не чужой аватар), см. ПРАВИЛА ФОРУМА.

Аватара пользователя
Тимофеев Виктор Иванович
Сообщения: 1785
Зарегистрирован: 08 апр 2011, 12:42
Откуда: РОССИЯ, Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Ниндзюцу

Сообщение Тимофеев Виктор Иванович » 14 фев 2014, 07:04

ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ НИН-ПО-ТАЙ-ДЗЮТСУ БЕЗОРУЖНОГО БОЯ НИНДЗЯ.

"Кэн-тай-ити-йо" - "оружие и тело едины" - гласит первый принцип боевых методов ниндзя. Это высказывание имеет гораздо более глубокий смысл, чем общепринятое понимание типа "Оружие является продолжением тела". В нин-по тело само по себе является оружием, а оружие как таковое, или правильнее "орудие" ("нин гу"), является вспомогательным средством для улучшения действия тех или иных механических движений тела. Наносит ли ниндзя удар ножом или палкой, бьет кулаком или метает сюрикен - от этого в его сознании и в его отношении к выполняемым движениям ничего не меняется: базовые принципы приложения сил, передвижения, уклоны, баланс и вложение мощи остаются теми же самыми. Отношение к телу как к оружию предполагает и иные методы тренировки, в отличие от широко распространенных в карате, тхэквондо и т.д. В нин-дзютсу нет места отработке ударов по воздуху, подобным способом силы и мощи не развить. Техника ударов ниндзя (дакентай-дзютсу) с самого начала должна быть направлена на реальную цель - мешок с песком, жесткую макивара, деревья, камни и т.п. Подобный тренинг в сочетании с силовыми, скоростными и растягивающими упражнениями, а также с усвоением основных принципов работы с партнером дает гораздо лучшие результаты, чем удары, наносимые в воздух с пугающей гримасой и устрашающим криком.
Кроме того, основные правила нанесения ударов в ниндзютсу довольно сильно отличаются от общепринятых принципов других боевых искусств.
Во-первых, любой из ударов руками в ниндзя дакентай-дзютсу практически НИКОГДА не приводится от бедра и НИКОГДА (в очень редких случаях) туда не возвращается - этот путь кулака к цели долог и нереален: слишком много открытых мест остается при таком способе нанесения удара. Кулак ниндзя начинает свой путь оттуда и тогда, где и когда это требуется. Никаких лишних движений! Это, прежде всего, экономит силы и время, а также исполнение техники в подобной манере является очень неожиданной для противника и часто приводит к концу поединка.
Во-вторых, если это реальный бой не на жизнь, а на смерть, а не спортивный поединок, то и средства, используемые в этом бою, подчинены другим целям: реальному поражению противника, а не получению выигрышных очков. В нин-по нет места эффектной, но не эффективной технике - в смертельной драке позировать не стоит. Кроме того, ЛЮБОЙ удар должен быть направлен против реальной области поражения, а не чисто абстрактной типа "удара в средний уровень". Отсюда вытекает необходимость хорошего усвоения анатомически жизненно важных точек на теле человека, а также преобладание ударных положений руки с более малой ударной площадью (шиканкэн, босикэн и т.п.) в противоположность удару обычным кулаком (фудокэн), что дает гораздо более мощный импульс от удара в точке соприкосновения с телом противника.
В-третьих, в ниндзютсу никогда не бьют противника только рукой или ногой - в движении используется все тело. Хотя об этом немало говорят в других "боевых" искусствах", однако очень редко можно увидеть того, кто бы правильно владел и пользовался этим принципом. Для примера рассмотрим выполнение классического для многих восточных единоборств "проникающего тычка кулаком с шагом одноименной ноги" ("ои-цуки" в карате). Как же чаще всего описывают (и выполняют) это движение? Оно состоит из шага одноименной с ударной рукой ноги, возвратного движения другой руки (хикитэ) и ввинчивания бьющего кулака (нэндзири). Основными правилами выполнения является жесткая постановка стоп с выпрямленной задней ногой (пятка ни в коем случае не должна отрываться от пола!), движение бедер, прямое положение корпуса и плеч и одновременность контакта с целью постановки стопы передней (шагающей) ноги на землю (или кулак бьет даже после шага!). Кроме того, обязательно присутствует полное напряжение всего тела в момет касания и резкий выдох животом хара).
Ниндзютсу не приемлет подобный метод нанесения ударов. Жесткая фиксация стоп, бедер и плеч не дает бойцу использовать весь физический потенциал тела, а нога, ставящаяся на землю раньше или одновременно с ударом, не дает возможности послать всю массу тела в удар. В ниндзютсу бедра и плечи практически никогда не фиксируются, а сам момент удара происходит на долю секунды раньше, чем нога, движущаяся с ударом, твердо станет на землю. Это позволяет соединить все тело, заднюю ногу и бьющую конечность в единый вектор силы, который продолжает движение вперед еще мгновение после контакта с целью. Этим ударом можно не только отбросить противника на несколько метров, но и, резко убрав бьющую руку, создать такую мощную ударную волну, которая может привести к серьезным внутренним повреждениям - переломам костей, разрывам внутренних органов и т.д. - безо всяких видимых физических усилий. Это касается всех без исключения ударов - как руками, так и ногами.
Подобные различия присутствуют и в технике защиты. Ниндзютсу не приемлет какого-либо одного метода, например только блоков или подставок. Лишь комплексная защите» состоящая из всех видов действий - уклонов, нырков, блоков парирований, стоп-ударов, опережающих ударов и др. может обеспечить действенную оборону с широким спектром вариативности последующих действий. Принцип "ДО-АЙ" -принцип защиты ниндзя, учит тому, чтобы парирование и контрудар сливались в ОДНО действие. До-ай на высшем уровне - это предвосхищение действий противника и опережающая атака. Кроме того, в нин-по различия между жестким блоком и атакующим ударом практически нет - просто в данном случае удар направлен на цель, расположенную на конечности соперника. Такая техника получила название "УКЭ - КИМЭ - ИТИ - ЙО" - "Блок и удар единое целое".
В нин-по нет места застывшим движениям типа "агэ-укэ" в карате, которые больше раскрывают, чем защищают или глухой защиты путем подставки перчаток в боксе - подобные методы работают только в рамках того стиля, который их практикует и в реальном бою принесут больше вреда, чем пользы. Только мгновенная, четко скоординированная естественная техника может отвести угрозу поражения от ниндзя.
Как уже отмечалось, методы тренировки в боевых методах ниндзя отличаются от общепринятых. Прежде всего это касается того, что в ниндзютсу нет ката, по крайней мере, в том смысле, который любой приверженец восточных единоборств вкладывает в это слово, то есть некоего набора технических действий, скомпонованных по определенной схеме ведения поединка с одним или несколькими противниками. Тренируясь в ката, ученик через определенный промежуток времени начинает действовать, запрограммированный­ этими формами, и его сознание уже не выходит за их рамки. Таким образом, система начинает довлеть над человеком, заставляя его работать в той самой манере, которая зафиксирована в ката данной школы. Такой метод неприемлем для ниндзя, так как не позволяет раскрыть во всей полноте все духовные и физические способности человека. Как метод активной Дзен - медитации ката, конечно, подходят, но для тренировки эффективной системы выживания и самозащиты они не годятся.
В ниндзютсу отдают предпочтение методу "ВАДЗА", то есть "Действие, прием", в противоположность "КАТА" - "Форма". Даже эти слова, обозначающие общие принципы, уже говорят о многом. Если в "ката" упор делается на "форму", то есть выполнение движения должно соответствовать каким-либо правилам и принципам, часто очень несущественным и устаревшим, то в "вадза" все зависит от эффективности этого движения в каждом конкретном случае, то есть как оно работает на того, кто его выполняет. Ученику предлагаются наиболее рациональные принципы и методы выполнения того или иного движения, а наиболее эффективную форму исполнения, работающую на него, а не на систему по принципу "так должно быть", ему предлагается найти самому в процессе поиска и тренировки. Такой метод более долог по сравнению с "ката", однако результаты, полученные при этом, значительно выше и не теряются со временем, так как основаны на естественных движениях этого ученика, а не умершего два-три столетия назад мастера.
Поэтому в ниндзютсу нельзя сказать, что тот или иной прием выполняется именно так и никак иначе, поскольку все зависит от личных качеств и способностей ученика. Система, предлагающая рациональный, экономичный и эффективный подход к выполнению приемов, работает на человека, который использует ее как инструмент для максимального раскрытия своих возможностей.
Ката в ниндзютсу являются "формой" некоего определенного душевного состояния, психологического настроя, из которого вытекают физические движения ниндзя. Они также являются лишь принципом, а не программой физических движений и касаются скорее тактического взаимодействия с противником, чем технической стороны дела - чем и когда в каждой конкретной ситуации бить, куда поворачиваться и т.д., что присуще всем "формальным упражнениям" дальневосточных боевых искусств. Существуют также учебные ката, объединяющие в себе группы приемов, сходных по смыслу и выполнению (кайтэн-но ката, камаэ - но ката и др.), а также выполняемых из определенной позиции (дзюмондзи-но ката, хичо-но ката), но они не имеют определенной расшифровки ведения поединка, а лишь облегчают процесс запоминания и совершенствования ученика в его изысканиях и доведении движений до автоматизма. Такой метод тренировки допускается лишь на ранней стадии обучения, когда в сознании ученика происходит смена стереотипов мышления в сторону рациональности, экономичности и эффективности движений. Эти ката - как гаммы в музыке, они создают прочный фундамент для того, кто в последствии будет исполнять любые мелодии и импровизации.
Изучение любого приема или движения в ниндзютсу можно условно разбить на четыре этапа.

Источник http://samurai-style.narod.ru/n_bzor.html
В.И.

P.S.
Комментировать и создавать свои темы Вы сможете после КОРРЕКТНОЙ регистрации на форуме, а именно, написав свою Фамилию, Имя по-русски, логин по-английски и загрузив свою личную фотографию (а не чужой аватар), см. ПРАВИЛА ФОРУМА.


Вернуться в «Наследие великих мастеров»