Мастер и Тренер / Мэнкё и Мэйё

Аватара пользователя
Тимофеев Виктор Иванович
Сообщения: 1789
Зарегистрирован: 08 апр 2011, 12:42
Откуда: РОССИЯ, Санкт-Петербург
Контактная информация:

Мастер и Тренер / Мэнкё и Мэйё

Сообщение Тимофеев Виктор Иванович » 19 янв 2014, 11:14

Мастер и Тренер (Учитель, Преподаватель)/ Мэнкё и Мэйё.

В связи с путаницей возникшей... в умах непросвещённой части населения нашей планеты, давайте сравним два понятия Мастер и Тренер, а также Мэнкё и Мэйё и по аналогии перенесём (в соответствии с логикой) его (сравнение) с одних на другие не-русские понятия.

Приступим.

Для начало вспомним и сравним два слова: Тренер и Мастер.

Рассмотрим описание привычных и известных словосочетаний из недавнего прошлого нашей страны.

Заслуженный тренер (стандартное сокращение — ЗТ) — как правило, почётное спортивное звание (в ряде случаев — почётное звание).

Мастер спорта СССР международного класса (стандартное сокращение в спортивной справочной литературе — МСМК) — спортивное звание, присваивавшееся в 1965—1992 годах спортсменам СССР, выполнившим установленные Единой всесоюзной спортивной классификацией нормативы.

Trener_SSSR.jpg
Trener_SSSR.jpg (15.26 КБ) 15641 просмотр


Master_SSSR.jpg
Master_SSSR.jpg (27.2 КБ) 15640 просмотров


Вывод:

Тренер - тот кто умеет тренировать, выполнять роль тренера.
Мастер - тот кто показывает высокие достижения по результатам как аттестаций, так и соревнований.

Теперь давайте переведём два других слова Мэнкё и Мэйё.

Полагаю, каждому есть что сказать, приняв участие, в данном обсуждении - рассуждениях на заданную тему.
Ждём продолжения!
В.И.

P.S.
Комментировать и создавать свои темы Вы сможете после КОРРЕКТНОЙ регистрации на форуме, а именно, написав свою Фамилию, Имя по-русски, логин по-английски и загрузив свою личную фотографию (а не чужой аватар), см. ПРАВИЛА ФОРУМА.

Аватара пользователя
Шепрут Олег Юрьевич
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 13 май 2011, 06:46
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Мастер и Тренер / Мэнкё и Мэйё

Сообщение Шепрут Олег Юрьевич » 19 янв 2014, 16:58

СЭНСЭЙ В РОССИИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ САНСЭЙ
В бесконечных разговорах о Боевых Искусствах ( Б.И. ) часто употребляют термин СЭНСЭЙ. Некоторые, также произносят этот термин, как САНСЭЙ, по-видимому полагая, что это синонимы. Но, к сожалению, как среди простых обывателей, так и среди специалистов немногие понимают, какой смысл на самом деле вкладывают в это понятие на Востоке, и в частности - в Японии. По-видимому, настало время разобраться с этим и другими терминами, которые имеют хождение в отечественных Б.И. Чтобы понимать, о чём идёт речь, давайте попробуем для начала узнать, как переводится с японского термин СЭНСЭЙ. Он состоит из двух опорных иероглифов "кандзи", и в переводе означает "родившийся ранее". То есть, можно предположить, что речь идёт всего лишь о человеке, более старшим по возрасту. Но это будет неверно, ибо в Японии этот термин используют как вежливое обращение не только к старшим, но и к Учителям. Каждый японец с малых лет привыкает уважительно относиться к тому, кого по праву можно назвать Учителем ( причём, совсем необязательно речь здесь идёт о Учителе Б.И. ). В качестве примера, имеет смысл привести следующую японскую пословицу: "Родители дали мне жизнь, Учитель сделал из меня человека". На мой взгляд, этим всё сказано... Если мы обратимся к иному термину, то узнаем, что САНСЭЙ, переводится с японского, как "родившийся третьим" ( или "третье поколение" ). То есть, используя этот термин при обращении к Учителю Б.И., вы называете его... "внуком". Что, согласитесь, звучит абсурдно и не имеет ничего общего с уважением!
Следующий термин или понятие, интересующее нас - это МАСТЕР Б.И. Согласно расхожему обывательскому мнению, это человек, одетый в кимоно, повязанное "чёрным поясом". Чтобы узнать, что на самом деле символизирует "чёрный пояс", давайте обратимся к недавней истории Японии. В самом начале XX века, ренегат РУКОПАШНОГО БОЯ с острова Окинава, который переехал в Японию и создал там одну из первых школ японского КАРАТЭ, собрал своих учеников на чайную церемонию и по окончании вручил им "чёрные пояса". Этого ренегата звали Гитин Фунакоси и с его лёгкой руки "чёрный пояс" стал символом прогресса в изучении Б.И. Но были ли эти первые обладатели "чёрных поясов" МАСТЕРАМИ Б.И. ? Естественно нет, ибо на тот момент СЭНСЭЙ удостоил этим знаком отличия всего лишь достигших определённого прогресса... Учеников. А понятие МАСТЕР или по-японски МЭЙДЗИН ( т.е., дословно "человек сделавший себя" ), применимо лишь к немногим японским ЭКСПЕРТАМ высочайшего уровня, поистинне живым легендам ( как правило, преклонного возраста ), которые сделали себе имя, пройдя долгим и нелёгким Путём Б.И.
Если уж мы с Вами заговорили о "чёрном поясе", как о знаке отличия в Б.И., имеет смысл также упомянуть и о том, что каждый "чёрный пояс" имеет определённый ранг. Это тоже имеет свою историческую подоплёку. После Второй Мировой войны японские Б.И. переживали очередной бум и тогда ведущий Институт японского ДЗЮДО - КОДОКАН, направил своего Эксперта, СЭНСЭЯ Микиноскэ Кавайси в Европу. Именитый японец начал преподавать Б.И. для европейцев в традиционном ключе и очень скоро столкнулся с серьёзной проблемой. Европейцы, в отличии от его прежних японских учеников, не были готовы к немотивированному продвижению по Пути Б.И. Они требовали подтверждения своих умений на промежуточных этапах и тогда смышлённый СЭНСЭЙ предложил им квалификационные ранги ученических степеней, называющиеся по-японски КЮ. А затем, эта же идея нашла своё продолжение в создании рангов и для "чёрных поясов". Ранг "чёрного пояса" по-японски звучит как ДАН ( т.е., дословно "степень" или "уровень" ) и в современных Б.И. их насчитывается от 6 до 10, в зависимости от школы, а в некоторых - и до 15 (!) Самого обладателя этого ранга по-японски называют ЮДАНСЯ ( т.е., дословно "человек обладающий степенью" ), а старших обладателей ранга в иерархии школ современных Б.И. называют КОДАНСЯ ( т.е., дословно "человек древней степени" - получивший её давно, одним из первых ).
В этой статье имеет смысл также вспомнить о термине СОКЭ ( т.е., дословно "глава семьи" ), который не имеет "привязки" к определённой мастерской степени. Скорее этот термин отражает истиную суть Учителя, его предназначение на Пути Б.И. Печально наблюдать, что сегодня этим термином величают себя все, кому не лень. Самозванцы, возраст которых едва перевалил за 30 лет, уже смело наделяют себя высочайшими степенями и титулами. Создаётся стойкое ощущение, что все эти "грандмастера" ( как "скромно" они себя именуют ) перешли в Б.И. из... шахмат. Особенно много подобных деятелей в Америке; хватает их и в Европе. Что же касается Азии, там главным критерием оценки претендента на подобный титул по-прежнему является возраст. В самой Японии невозможно встретить ЭКСПЕРТОВ Б.И. моложе 50 лет, носящих подобный титул. По мнению японских ЭКСПЕРТОВ Б.И., молодёжь не может претендовать на высокое качество преподавания. Следует отметить ещё один важный и малоизвестный аспект: претендента на этот титул имеет право рекомендовать лишь Учитель Б.И. в ранге ЭКСПЕРТА, либо непосредственно ЭКСПЕРТ, имеющий подтверждение подобного титула ( как правило, практикующий Б.И. не менее 40 лет ). Затем кандидатура претендента рассматривается так называемым "кругом равных" - СОКЭ ДАЙ КЁГИКАЙ ( т.е., дословно "большим советом глав семей" ). И только их вердикт является окончательным для того, чтобы претендент смог по праву носить титул СОКЭ. Здесь уместно будет вспомнить одно меткое выражение: "Назвать себя Мастером не трудно. Трудно им СТАТЬ" © Олег Шепрут
Если говорить об отечественных Б.И., то и в них наблюдаются некие стереотипы, сложившиеся на протяжении нескольких десятилетий изучения КАРАТЭ, как определённого феномена Б.И. на всём постсоветском пространстве. Тогда, в 60-х годах прошлого века, первые отечественные энтузиасты по крупицам собирали отрывочные сведения о таинственных японских МАСТЕРАХ Б.И. Отсутствие прямых контактов с японскими, да зачастую с любыми толковыми ЭКСПЕРТАМИ, приводило к заполнению пробелов в теории "экзотической отсебятиной". Затем следующие поколения отечественных "каратистов" уже брали за основу то, что было изобретено пытливыми умами первопроходцев. Зачастую, это противоречило не только истинному положению дел в японских Б.И., но и здравому смыслу. Но, по меткому выражению СОКЭ: "Мифотворчество всегда интересно сюжетной непредсказуемостью" © и одной из этих баек стало наделение обладателя "чёрного пояса" небывалым мастерством. Доходило до того, что в отечественных школах Б.И. искусственно сдерживался квалификационный рост учеников и никто не мог сдать экзамен на право ношения "чёрного пояса". Потому что САМ (!) Учитель носил "чёрный пояс". И некоторые "прогрессивные" Учителя, присваивая заветный "чёрный пояс" своему лучшему Ученику, затем изгоняли его из Школы: мол, двум "чёрным поясам" в одной Школе нет места. И теперь Ученик, достигший "небывалого уровня мастерства", якобы был готов к созданию собственной Школы...
Прошли годы. Теперь благодаря Интернету мы с Вами можем узнать многое из того, что ещё вчера было "страшной тайной Б.И." Но к сожалению, мало что изменилось в сознании обывателей. Ибо они и по сию пору, свято верят в то, что самый "крутой" в Б.И. - это СЭНСЭЙ, который имеет 10 ДАН ( ну в крайнем случае, 9 ДАН; никак не меньше ). Критичность ума, как основной критерий для работы с извлечением Истины из хаоса Иллюзий, по-прежнему, в остром дефиците. По сему, имеет смысл объяснить реальное положение дел. Итак, что означают эти степени ДАН ? Не более, чем уровень ученичества. Да-да, я не ошибся - именно УЧЕНИЧЕСТВА. Потому что, в японских Б.И. Ученика, получившего "чёрный пояс", называют СЁДАН ( т.е., дословно "первый уровень" ). Таким образом, этот первый "чёрный пояс" всего лишь символизирует окончание начальной школы. А понятие ЭКСПЕРТ в японских Б.И. применимо к тем, кто достиг степени ЁНДАН ( т.е., дословно "четвёртый уровень" ) и выше. Далее начинается рост ЭКСПЕРТА в масштабе, вначале национальном - для того, кто имеет степень ГОДАН ( т.е., дословно "пятый уровень" ), а затем и международном - для того, кто имеет степень РОКУДАН ( т.е., дословно "шестой уровень" ), соответственно. Это относится не к уровню мифической "крутизны" настоящего ЭКСПЕРТА, а скорее к уровню его преподавательских навыков, его умению передать накопленный опыт и воспитать следующее поколение талантливых Учеников. Что касается старших степеней, таких как 10 ДАН, то на мой взгляд, обладателей таковых... НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВОВСЕ ! Ибо, нет предела СОВЕРШЕНСТВУ. А объявлять себя живым воплощением СОВЕРШЕНСТВА - это уже от Лукавого, Вы не находите ?! Но это моё личное мнение и я отнюдь не претендую на звание "носителя Истины в последней инстанции". Некоторые ЭКСПЕРТЫ, в том числе, уважаемые мной и являющиеся членами МЕЖДУНАРОДНОЙ АССОЦИАЦИИ РЕАЛЬНОГО РУКОПАШНОГО БОЯ - КОКУСАЙ СИН-ДЗЮЦУ КЭНПО КАЙ, имеют степень ДЗЮДАН ( т.е., дословно "десятый уровень" ). Но, я считаю, что это их личное дело и это их выбор. Таково положение дел в этой сфере сегодня. И я буду счастлив, если смог помочь Вам прояснить некоторые аспекты теории Б.И., в которой, по-прежнему, у большинства обывателей вопросов больше, чем ответов...
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ: Полагаю, что некоторые бдительные читатели могут задать вопрос о наличии в моём "дипломном багаже" тех самых пресловутых степеней ДЗЮДАН. Специально для них сообщаю, что с января 2014 года я окончательно и бесповоротно избавился от подобного "груза". В качестве примера приведу сие высказывание: "Желаете потешить своё эго - просто назовите себя совершенством" © Олег Шепрут. Потому я повязываю свой пояс РОКУДАН и, с поклоном переступая порог ДОДЗЁ ( т.е., дословно "место постижения пути" - применительно к Пути Б.И. ), не претендую пока на большее. Ибо твёрдо знаю, что я - всего лишь Ученик, идущий по Пути Б.И. длиною в Жизнь!
С уважением,
Шепрут Олег Юрьевич, СОКЭ
Последний раз редактировалось Шепрут Олег Юрьевич 19 янв 2014, 17:01, всего редактировалось 1 раз.
Не надо стесняться собственной скромности © Олег Шепрут

Аватара пользователя
Тимофеев Виктор Иванович
Сообщения: 1789
Зарегистрирован: 08 апр 2011, 12:42
Откуда: РОССИЯ, Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Мастер и Тренер / Мэнкё и Мэйё

Сообщение Тимофеев Виктор Иванович » 20 янв 2014, 14:16

Важнейшие составляющие мастерства атлета, воина, тренера, педагога.

1. Важнейшие составляющие мастерства тренера, педагога.

Педагогическое мастерство предполагает наличие у педагога комплекса качеств, характеризующих любую творческую личность:

профессиональные: глубокие знания в области своей науки, специальности, дидактики профессиональной школы, педагогической психологии, методики обучения, умение видеть проблему и соотносить с ней фактический материал (вскрыть взаимосвязь и субординацию проблем, т. е. рассматривать данную проблему как составную часть более общей);
специальные: умение ставить педагогические цели и определять задачи учебно-воспитательной деятельности, развивать интерес студентов к своему предмету, вести обучение с высокими конечными результатами, эффективно осуществлять воспитательную работу; знание возрастной психологии, методов контроля и коммуникативных характеристик общения; умение выразить проб¬лему в конкретных познавательных задачах; пользование аналогией и переносом; комбинирование известных элементов, создавая их новые сочетания; поиск альтернативы напрашивающемуся решению и др.
моральные: честность, порядочность, принципиаль¬ность, простота и скромность, доброжелательность, высокая требовательность к себе и другим, вера в свои си¬лы, раскованность, критичность и самокритичность, трудолюбие, собранность, терпеливость, аккурат¬ность, справедливость в отношениях со всеми, развитое чувство ответственности;
мотивационные: убежденность, социальная активность, чувство долга.


2. Важнейшие составляющие мастерства атлета, воина.

Следует дифференцировать техническую, физическую, тактическую, психическую и интеллектуальную стороны подготовленности.

Стоит также разделять технические понятия – техническая подготовка, собственно техника и техническое мастерство.

Техническая подготовка направлена на обучение адепта технике движений и доведение их до совершенства.
Собственно техника – это способ выполнения технического действия, который характеризуется определенной степенью эффективности и рациональности использования адептом своих психофизических возможностей.
Техническое мастерство характеризуется тем, что умеет делать адепт и как он владеет освоенными действиями. В первую группу показателей входят: а) объем; б) разносторонность; в) рациональность технических действий, которые умеет выполнять спортсмен. Во вторую: а) эффективность, б) освоенность выполнения.
Техническое мастерство адепта можно оценивать несколькими путями. Наиболее простой - это визуальная оценка. Поэтому многие опытные тренеры достаточно точно оценивают текущее состояние подопечного по результатам нескольких контрольных упражнений.
В.И.

P.S.
Комментировать и создавать свои темы Вы сможете после КОРРЕКТНОЙ регистрации на форуме, а именно, написав свою Фамилию, Имя по-русски, логин по-английски и загрузив свою личную фотографию (а не чужой аватар), см. ПРАВИЛА ФОРУМА.

Аватара пользователя
Тимофеев Виктор Иванович
Сообщения: 1789
Зарегистрирован: 08 апр 2011, 12:42
Откуда: РОССИЯ, Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Мастер и Тренер / Мэнкё и Мэйё

Сообщение Тимофеев Виктор Иванович » 20 янв 2014, 15:35

Bushidō характеризуется семью достоинствами: высокой Нравственностью (義 gi), Храбростью (勇氣 yūki), Доброжелательностью (仁 jin), Уважением (禮 rei), Честностью (誠 Макото), Почетом (名誉 meiyo), и Лояльностью (忠義 chūgi).

Ученический уровень «Кю» (иероглиф, означающий «разряд»);
Мастерский уровень «Дан» (иероглиф «ступень»);
3 Дан, Shandan (Dai sempai) – (первый среди старших братьев) уровне мастерства считается равным по званию бакалавру наук и является настоящим инструктором;
4 Дан, Renshi - (старший эксперт) тренер;
5 Дан присваивается каратэке, как правило, за организаторскую и пропагандистскую деятельность в своей системе каратэ;
6, 7, 8 Дан считаются уровнем «Киоши», что означает «мастер очень высокого уровня». Подобный уровень приравнивается к званию и уровню доктора наук;
Пояс красного цвета носят мастера самого высокого ранга те, кто достиг 9 Дан или 10 Дан, то есть звания «Сейко Шихан». Такой человек только один в данной системе. В настоящее время во всей мировой системе воинских искусств насчитывается не более 10 - 12 специалистов такого уровня. Эти выдающиеся личности, достигшие самых высоких вершин, стоят выше академических званий и получили статус «Самый Великий Международный Мастер» в мире воинских искусств. И их действительно почитают.
Copyright 2006, Shotokanway.ru
Источник - http://rusadvice.org/sports/kinds/sambo ... yasov.html

Исходя из вышеизложенного, с моей т.з., будет правильным расценивать японские понятия следующим образом:

Дан – японский термин, означающий разряды относительно технического мастерства адепта;
Мэнкё (мenkyo, 免許) – японский термин, означающий "лицензия", преподавательскую лицензию на основе степени технического совершенствования. Это относится к разрешающей системе образования для специалистов-практиков различных японской классической боевых искусств для того, чтобы поддерживать традиции в рю. Мэнке система появилась в 8-м столетии.
Мэйё (meiyo, 名誉) – японский термин, означающий признание почётного уровня как в техническом совершенствовании, так и в преподавании, соотносимого со званиями: рэнси, сихан, кёси, ханси.

В современной Академической школе соответствие Мэнкё с Дан классификацией:
3 Дан Shandan (Dai sempai) – (первый среди старших братьев) старший ученик с твердыми основами
4 Дан Renshi (младший преподаватель) – Инструктор (оплаченный сертификат) / свое додзё (Школа)
5 Дан Shihan (старший преподаватель) – Chief Instructor / свой стиль Ryu
7 Дан Kyoshi - (мастер очень высокого уровня) Преподаватель инструкторов – Master Instructor / признание бывшим учителем нового стиля ученика Founder
8 Дан Hanshi – Гранд мастер / признание нового стиля Ryu другими Школами
10 Дан Seiko-Shihan – (Самый Великий Международный Мастер) приемник /глава Школы.

В Традиционной Школе (вне Дан классификации) звания, должности:
1. Fuku Shidoin – ассистент тренера
2. Shidoin – тренер
3. Kyoju dairi – помощник профессора
4. Kyoju – профессор (свое додзё)
5. Shihan dairi – помощник преподавателя
6. Shihan – преподаватель
7. Kyoshi – заслуженный преподаватель
8. Hanshi – старший наставник
9. Soke - приемник /глава Ryu

Последнее

И хотя во многих современных школах привыкли с присвоением Дан, присваивать лицензию на преподавание Мэнкё, возможно для распространения своих школ на других территориях и окучивания новых адептов. Всё же стоит отделять "мух от котлет", то бишь Дан классификацию (мастерский разряд) от Мэнкё (преподавательского мастерства)!
Согласитесь, не любой мастер умеет преподавать!!!

Кстати, в Традиционных Школах, до сих пор ЭТО присутствует - отсутствие Дан и наличие уровней обучения (письменные разделы Мокуроку и пр.), а также, естественно, должностей для преподавателей (см. выше)!

Также стоит разделять Мэнкё (преподавательское мастерство) внутри Школы от Мэйё (почётного признания) вне Школы Сообществом Будзюцу в техническом совершенствовании (Дан) или преподавательском мастерстве (Звании, сравнимом с Мэнкё).


В тоже время, Мэйё Сообщества Экспертов, в особенности международное, с моей т.з., в большинстве случаев может и должно более КОРРЕКТНО оценивать техническое совершенство мастеров и фигурантов, а также преподавательский уровень "сэнсэев", учителей и наставников!
В.И.

P.S.
Комментировать и создавать свои темы Вы сможете после КОРРЕКТНОЙ регистрации на форуме, а именно, написав свою Фамилию, Имя по-русски, логин по-английски и загрузив свою личную фотографию (а не чужой аватар), см. ПРАВИЛА ФОРУМА.

Максим Дубич
Сообщения: 167
Зарегистрирован: 26 окт 2011, 11:09
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Мастер и Тренер / Мэнкё и Мэйё

Сообщение Максим Дубич » 20 янв 2014, 18:17

Я так понял, что вопрос по этому разделу, только не понял сам вопрос
Cras, cras, semper cras...

Аватара пользователя
Тимофеев Виктор Иванович
Сообщения: 1789
Зарегистрирован: 08 апр 2011, 12:42
Откуда: РОССИЯ, Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Мастер и Тренер / Мэнкё и Мэйё

Сообщение Тимофеев Виктор Иванович » 20 янв 2014, 18:47

Тимофеев Виктор Иванович писал(а):Мэнкё (мenkyo, 免許) – японский термин, означающий "лицензия", преподавательскую лицензию на основе степени технического совершенствования. Это относится к разрешающей системе образования, для специалистов-практиков различных японской классической боевых искусств для того, чтобы поддерживать традиции в рю. Мэнке система появилась 8-м столетии.
Мэйё (meiyo, 名誉) – японский термин, означающий признание почётного уровня как в техническом совершенствовании, так и в преподавании, соотносимого со званиями: рэнси, сихан, кёси, ханси.

Максим, вопрос в переводе выше приведённых слов.
В.И.

P.S.
Комментировать и создавать свои темы Вы сможете после КОРРЕКТНОЙ регистрации на форуме, а именно, написав свою Фамилию, Имя по-русски, логин по-английски и загрузив свою личную фотографию (а не чужой аватар), см. ПРАВИЛА ФОРУМА.

Максим Дубич
Сообщения: 167
Зарегистрирован: 26 окт 2011, 11:09
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Мастер и Тренер / Мэнкё и Мэйё

Сообщение Максим Дубич » 21 янв 2014, 13:42

Выше всё верно написано:
Мэнкё - лицензия, разрешение
Мэйё - честь, почёт, слава

С точки зрения толкования, ничего не могу сказать, т.к. не знаю в какой среде ещё эти термины могу применяться. Единственное, по отношению к первому термину, есть словосочетание 免許皆伝 [menkyo-kaiden] - полное посвящение, полная передача. Употребляется по отношению к тайным искусствам. Т.е. что-то вроде "передача всех знаний и секретов" и "полное посвящение в тайные искусства"
Cras, cras, semper cras...


Вернуться в «Наследие великих мастеров»