Кэнпо или каратэ!?

Аватара пользователя
Тимофеев Виктор Иванович
Сообщения: 1789
Зарегистрирован: 08 апр 2011, 12:42
Откуда: РОССИЯ, Санкт-Петербург
Контактная информация:

Кэнпо или каратэ!?

Сообщение Тимофеев Виктор Иванович » 02 мар 2013, 09:51

Кэнпо или каратэ!?

1. КэНпо или кэМпо!?
2. Что такое кэнпо-каратэ!?
3. Мотобу Тёки - неистовый боец Мотобу, чье имя в 20-30-х годах прошлого века было на слуху у большинства японцев.
4. Американское кэнпо-каратэ Паркера (1931-1990)
5. Гавайское кэнпо-каратэ Джеймс Митосэ и Квай-Сун Чжоу (1914-1987)
6. Сёриндзи-кэмпо - кулачный бой монастыря Молодого Леса.
7. Русское кэмпо и кэнпо
...
8. Впрочем, хочется обратить внимание, на...



Кэнпо или кэмпо!?

Этот японский термин пишется двумя иероглифами. Первый из них читается как "кэн" (или "кэм"), второй "по" (или "хо"). По-китайски те же самые иероглифы читаются как "цюань-шу". На русский язык их можно перевести словами "метод кулака", "способ кулака", закон кулака". В более широком смысле данный термин значит "кулачный бой". (расшифровка иероглифов viewtopic.php?f=35&t=185 )
Данный термин был распространен на Окинава. Там он сначала, т.е. в V-VI веках, означал приемы китайского ушу. Позже, в VII-VIII веках он постепенно стал использоваться для обозначения окинавских стилей кулачного боя, а точнее, рукопашного, т.е. с применением и рук и ног, и различных предметов в качестве оружия.

В этой связи надо отметить, что и термин "каратэ" долгое время употреблялся в значении "рука континента", т.е. "китайская рука" (замена произошла в связи с упрощением стиля, связанным с преподаванием каратэ как физической культуры в общеобразовательных учреждениях Японии).

Ещё до Второй мировой войны термин "кэнпо" фигурировал в названиях книг, посвященных "Окинава-тэ" или "каратэ". Например: "Рюкю Кэнпо То-Тэ" Фунакоси Гичина, "Госин-дзюцу Каратэ-Кэнпо" Мабуни Кэнва, "Окинава Кэнпо-Каратэ-дзюцу" Мотобу Чоки (Тёки) и целом ряде других.

Кэнпо-каратэ

Строго говоря, не всегда понятно, почему употребляется такое словосочетание. В самом деле, "кэнпо" и "каратэ" на Окинаве значило одно и тоже, или почти одно и тоже. Иногда говорят, что современные стили кэнпо-каратэ, это такие, в которых техника боя представлена в основном ударами, тогда как в старых стилях кэнпо помимо ударов имелось много захватов, вывихов, бросков и удушений.

По материалам энциклопедического справочника А.Е Тарас "Боевые Искусства" 200 школ БИ Востока и Запада.
В.И.

P.S.
Комментировать и создавать свои темы Вы сможете после КОРРЕКТНОЙ регистрации на форуме, а именно, написав свою Фамилию, Имя по-русски, логин по-английски и загрузив свою личную фотографию (а не чужой аватар), см. ПРАВИЛА ФОРУМА.

Аватара пользователя
Тимофеев Виктор Иванович
Сообщения: 1789
Зарегистрирован: 08 апр 2011, 12:42
Откуда: РОССИЯ, Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Кэнпо или каратэ!?

Сообщение Тимофеев Виктор Иванович » 02 мар 2013, 09:53

Кэнпо или каратэ!?

Неистовый боец Мотобу

История - штука коварная. Прославляя одних персонажей, она подчас совсем забывает о других. Одним из таких "забытых" мастеров каратэ был легендарный боец Мотобу Тёки, чье имя в 20-30-х годах нашего века было на слуху у большинства японцев.

Свою известность Мотобу обрел благодаря громкой победе в поединке с заезжим боксером, о котором всей стране в сентябре 1925 года сообщил популярный журнал "Кингу", имевший более чем миллионный тираж. Схватка с боксером состоялась в Киото в 1921 году, во время демонстрационного турне западных боксеров, бросавших вызов на бой всем желающим. Подобные матчи в Японии (да и в других странах мира) были нередки в начале века. Как правило, иностранным боксерам и борцам противостояли дзюдоисты и последователи дзю-дзюцу (каратэ в это время оставалось еще почти неизвестным в стране Восходящего солнца). Это были не официальные бои за какой-либо титул. Скорее, они служили добавкой к цирковым или театральным представлениям для привлечения малограмотной публики. Даже результаты этих схваток очень часто оставались незафиксированными. Одно можно утверждать наверняка: серьезные спортсмены - как с той, так и с другой стороны - чурались этих увеселительных мероприятий. Обычно в них принимали участие не знаменитые чемпионы, а спортсмены среднего класса. Кроме того, правила подобных боев были весьма примитивны, не оговаривались даже различия в весовых категориях. Судя по всему, матчи проходили с переменным успехом. Нпример, историки бокса любят вспоминать, как известный боксер легчайшего веса Пэт О'Гарри выиграл бой против борца дзю-дзюцу по имени Симакадо за 14 секунд, включая время отсчета до 10, которое потребовалось для объявления нокаута.

Хотя значение таких матчей для выяснения, какое боевое же искусство является самым эффективным, весьма сомнительно, публика воспринимала их с огромным интересом. Поражения японских бойцов становились причиной жесточайшего разочарования и обиды, а победа возносила их в ранг национальных героев. Именно поэтому малозначительный эпизод победы окинавского каратиста над боксером-чужаком вызвал столь большой резонанс, что "Кингу" посвятил ему целых 10 страниц.

Рассказ об этом "эпическом" бое выдержан в традициях жанра. Как всегда, "гады" сначала побили "наших": боксер запросто разделался с несколькими дзюдоистами и, обнаглев вконец, бросил вызов всем присутствовавшим. Автор статьи в "Кингу", некий Сюдзин Мэйгэнро, не скупился на краски в описаниях, особенно напирая на то, что вызов был брошен издевательски, с явным намерением унизить сынов страны Восходящего солнца. Тогда из зрительского зала на сцену вышел полный мужчина (Мотобу Тёки в то время было уже за 50), одетый бедным крестьянином, и вызвался сразиться с чужаком. Оглядев его, один из боксеров стал выражать сомнения в способностях "крестьянина" и начал расспрашивать, занимался ли он дзюдо или еще чем-нибудь в этом роде. Мотобу отвечал, что ничего особенного не изучал, но думает, что вполне может постоять за себя. Организатор стал против этого протестовать, указывая на возможные неприятные последствия для здоровья, но Мотобу стоял на своем, а тут и патриотически настроенные зрители стали кричать вовсю, требуя, чтобы незнакомцу разрешили подраться с "иноземным гадом".

О том, что произошло далее, разные источники рассказывают совершенно по-разному. В журнале "Кингу" сообщалось, что боксер рухнул без сознания, пропустив мощнейший удар основанием ладони в подбородок снизу вверх (впрочем, статья в журнале появилась через 4 года после боя, и тот националистический пафос, в котором она выдержана, наводит на мысль, что автор стремился дать не достоверное описание, а подарить публике нового героя для подражания; возможно, этот Сюдзин Мэйгэнро даже не был очевидцем схватки). Нагаминэ Сёсин, основатель школы Мацубаяси-рю (Сёрин-рю) и один из учеников Мотобу Тёки, утверждает, что, по собственным словам каратиста, тот нокаутировал противника в 3-м раунде ударом в висок. При этом Нагаминэ добавляет, что учитель выиграл на том бое 100 иен, поставив сам на себя. Оята Сэйю, современный эксперт по окинавскому кэмпо, рассказывает, что Мотобу выиграл бой, нанеся боксеру удар ногой в живот и добив его ударом ребром ладони по шее. Несомнено одно - Мотобу Тёки действительно выиграл этот бой и выиграл его довольно легко, чем поразил всю присутствовавшую публику.

Хотя нам неизвестно имя его противника, и мы ничего не можем сказать о его квалификации, Мотобу Тёки вне всякого сомнения был блестящим бойцом. Об этом говорят люди, в авторитете которых сомнений нет. Например, основатель школы каратэ Вадо-рю Оцука Хиронори, познакомившийся с Мотобу в 30-х годах, утверждал, что он "безусловно был очень сильным бойцом". Надо сказать, что эти слова Оцуки не голословны - он не раз видел Мотобу в деле...

Мотобу Тёки родился в 1871 году в деревне Акахира близ древней столицы Окинавы города Сюри. Он был третьим и младшим сыном главы влиятельного дворянского рода Мотобу "Удун" Ясуси. Отец Тёки был мастером каратэ и секретной системы боя королевской семьи Удун-ди (Годэн-тэ), напоминающей айки-дзю-дзюцу. Все три его сына - Тёю, Тёсин и Тёки - занимались кэмпо с детства. Однако основное внимание в семье уделялось старшему сыну, Тёю, который в полном соответствии с традицией с самого рождения считался наследником рода. Для Тёю в семье были созданы все условия: он учился у лучших учителей, ни в чем не знал отказа и т.д. Именно он один из всего рода получил возможность изучить секреты Удун-ди у отца, занимался у лучших наставников каратэ на острове: помимо отца, Тёю и Тёсин изучали кэмпо еще и под руководством великого мастера Мацумуры Сокона.

Тёки повезло меньше. Родители почти не уделяли ему внимания, не заботились об образовании и воспитании. Будучи выходцем из очень знатного рода, Тёки так и не научился читать и писать, почти не понимал японский язык. С самых ранних лет мальчик был предоставлен самому себе. Похоже, что братья, изучавшие каратэ, тоже относились к нему с пренебрежением и были не прочь опробовать на младшем полученные навыки (вероятно, от них Тёки и получил знание основ каратэ). Все это предопределило характер Тёки. Он рос замкнутым, жестким, даже жестоким человеком, который верил только в силу и плевать хотел на общепринятые стандарты поведения (рассказывают, что он ел сырое мясо, редко брился, не выказывал уважения к старшим и т.д.).

Мотобу сделал свой выбор очень рано. Он решил стать самым великим бойцом, чтобы никто не мог его унизить или причинить ему вред. Поскольку отец не хотел нанять для него учителя каратэ (возможно, он просто не мог это сделать из-за нехватки денег; тяжелое финансовое положение знатных дворянских родов, связанное с изменением социальной структуры общества, отменой сословий и привилегий, было в то время обычным делом в Японии. И вполне может быть, что именно поэтому отец Тёки окружил заботой одного Тёю - просто он хотел воспитать в лучших традициях хотя бы одного сына, который должен был стать наследником), Тёки стал тренироваться самостоятельно. Он часами наносил удары по макиваре. Рассказывают, что Тёки наносил по 1000 ударов в макивару ежедневно. Впоследствии он также придавал тренировке с макиварой очень большое внимание, считая это упражнение одним из важнейших. Нагаминэ Сёсин рассказывает, что уже пожилым человеком мастер нередко спал на улице (обычно он спал прямо на жестком полу без всяких подстилок) и, если неожиданно просыпался ночью, то, вместо того, чтобы постараться уснуть, поднимался и шел молотить макивару. Еще Мотобу тренировался в бросании тяжелых камней, лазал по деревьям и прыгал с ветки на ветку. За довольно короткий срок он сумел закалить свое тело и развить фантастическую прыгучесть. Рассказывают, что вскоре во всем городе не осталось такого здания, на которое Тёки не смог бы запрыгнуть. За это местные жители прозвали его "Сару" - "Обезьяна".

Почувствовав свою силу, Тёки стал давать жесткий отпор всем обидчикам и сам превратился в громилу, перечить которому побаивались даже старшие подростки. Очень быстро за ним установилась весьма дурная репутация драчуна и задиры. Тогда отец, опасаясь, что из сына вырастет преступник, и видя его искреннюю увлеченность боевым искусством, решил отдать его в ученики к кому-нибудь из мастеров каратэ.

Отказать главе рода Мотобу, как отмечает известный ныне мастер школы Годзю-рю Тогути Сэйкити, не мог никто - слишком высокое и уважаемое положение занимала его семья в обществе, хотя скандальная слава юноши отпугивала многих. Первым, к кому попал Тёки, был знаменитый мастер каратэ Сюри-тэ Итосу "Анко" Ясуцунэ (1830-1915). Попав к такому наставнику, Тёки стал тренироваться еще упорнее, впитывая в себя знания как губка. Однако занятия под присмотром Итосу его не вполне устраивали, и он стал искать случая, чтобы проверить свои знания на окружающих.

В поисках приключений Тёки отправлялся в квартал развлечений портового города Наха, кишевший вольным людом разного рода: пьяными матросами, ворами, грабителями, проститутками и их сутенерами, бездомными и т.д. Драки в этом месте были нередки, и юноша не упускал случая, чтобы поучаствовать в потасовках. В схватках с шайками местных драчунов он набирался опыта, проверял полученные знания, оттачивал приемы. Будучи не по годам мускулистым и обладая к тому же необычайно высоким для окинавцев ростом, Мотобу, как правило, легко одолевал своих соперников, но изредка получал и сам, нарвавшись на серьезного противника. Однажды он сошелся с местным бойцом Итарасики и был жестоко избит: оказалось, что противник неплохо владел каратэ.

В другой раз на Тёки бросилась целая банда местных громил, и ему пришлось спасаться бегством. Оторвавшись от преследователей (современный мастер каратэ Тамаэ Хироясу отмечает, что Мотобу был прекрасным бегуном), юноша запрыгнул на крышу какого-то дома и, отрывая одну за другой черепицу с крыши, стал метать их в своих врагов, которым во избежание потерь пришлось спешно ретироваться. Тамаэ, рассказавший эту историю, обращает внимание на то, что для отрыва черепицы с крыши требовалась недюжинная физическая сила, так как на Окинаве ее укрепляют на крыше очень надежно, чтобы не сдуло во время тайфуна, обычного для тех мест.

В додзё Итосу Мотобу Тёки вел себя очень заносчиво, бравируя своей силой, а также опытом реальных поединков. Впрочем, здесь были люди, способные поставить его на место, например, сэмпай Итосу - Ябу Кэнцу (1863-1937; после смерти учителя он возглавил додзё, но вскоре оставил обучение, передав школу второразрядным ученикам). Рассказывают, что Ябу в поединках всегда побеждал Мотобу, но подробности этих схваток нам неизвестны. Впрочем, Ябу начал изучать каратэ намного раньше Мотобу и сам был весьма и весьма жестоким бойцом. По легендам, он признавал только синкэн-сёбу - поединок в полный контакт - и с удовольствием принимал вызовы на бой. Некоторые авторы утверждают, что он убил более 60 человек в подобных схватках, что, впрочем, чушь полная - все-таки в буржуазной Японии убивать людей безнаказано не разрешалось, но само существование этих басен свидетельствует, что Ябу был незаурядным бойцом, обладавшим смертельным ударом.

Итосу Ясуцунэ относился к "боевым подвигам" Мотобу крайне неодобрительно. Как и большинство наставников того периода он видел в каратэ средство самосовершенствования, укрепления духа и тела, формирования их характера, а не победы в уличных драках. Поэтому после одного из побоищ, окончившегося плачевно для нескольких противников Мотобу, он с треском выгнал последнего из своего зала, навсегда отрезав дорогу назад.

После этого Тёки какое-то время занимался в додзё мастера Сакумы и некоторых других сэнсэев, но отовсюду его в конце-концов изгоняли.

Самое большое влияние на Мотобу Тёки оказал ныне почти забытый великий мастер стиля Томари-тэ Мацумора Косаку (1829-1898). К тому времени, когда Тёки попал к Мацуморе, у него была уже столь скандальная репутация, что ни один мастер не решался передать ему даже часть своих знаний. А вот Мацумора согласился рискнуть принять драчуна и негодника в ученики: он поймал его подсматривающим за своей ночной тренировкой через щели забора и был тронут до глубины души пламенной любовью юноши к каратэ. Заинтересовавшись прекрасными данными Тёки и заручившись его обещанием не вступать ни в какие драки, Мацумора Косаку согласился научить его нескольким ката, чтобы поглядеть, что из этого выйдет.

Однако Мотобу обещания не сдержал: его прямо-таки тянуло в какое-нибудь злачное место, чтобы попробовать новый прием на первом попавшемся забулдыге. Отважный и жестокий Мотобу не упускал случая проверить свое мастерство в бою с другими учениками каратэ, затевал драки с бойцами разных школ, а от и просто с прохожими. Отличаясь необыкновенной силой, он жестоко избивал своих противников, и никто не мог найти на него управы. Вскоре при первом же появлении Мотобу все бросались врассыпную и прятались по углам. Некоторые считали его ненормальным.

В глазах большинства окружающих Мотобу Тёки выглядел настоящим монстром, и представление о нем как о безумном свирепом дикаре получило очень широкое распространение, отчасти из-за слухов, которые распускали соперники мастера. Например, в книге Питера Урбана "Karate Dojo", в которой содержалось одно из первых упоминаний о Мотобу в неяпонской литературе, говорилось, что Мотобу имел "руки и ноги, похожие на монстровские ляжки", что ему невозможно было причинить боль, и что он "предпочитал хватать своих врагов и забивать их рубящими ударами до смерти". При этом Питер Урбан писал, что Мотобу имел рост 7 футов 4 дюйма - более 2м 20см!

Позже известный на Западе историк каратэ Ричард Ким "понизил" Мотобу в росте до 6 футов (около 1м 80см), а в уже упоминавшейся статье в журнале "Кингу" сообщается, что Мотобу имел рост в 5 футов 4 дюйма - всегооколо 1м 60см, и это более всего похоже на правду.

Вообще, судя по дошедшим до нас фотографиям мастера, снятым в 1920-30-х годах, он отнюдь не был гигантом: на некоторых снимках он выглядит даже ниже партнеров. Впрочем, ростом Мотобу действительно превосходил практически всех тогдашних мастеров каратэ, но совсем ненамного. Зато в весе его преимущество вполне очевидно - при среднем росте Мотобу весил около 90кг! Правда, существующие фотографии были сделаны, когда ему было уже за 50 и он прилично растолстел по сравнению с юными годами. В целом выглядел Тёки довольно внушительно, но мышцы у него отнюдь не "монстровские", особенно если вспомнить о нынешних "качках".

Побывав в додзё у доброго десятка ведущих мастеров окинавского каратэ и имея за плечами колоссальный опыт уличных драк, Мотобу, по сути, разработал собственный стиль ведения боя, хотя он никогда не претендовал на то, что создал новую школу. Если судить по его книге "Окинава кэмпо каратэ-дзюцу. Кумитэ-хэн", опубликованной в 1926 году (Мотобу не умел ни писать, ни говорить по-японски; видимо, кто-то записывал его слова под диктовку, одновременно переводя их на японский), он использовал естественные высокие стойки, часто выполнял блоки и удары без отдергивания второй руки к бедру (хикитэ). Мотобу держал вторую руку перед телом для обеспечения защиты, кроме того, он считал, что из этого положения ее легче "ввести в бой". Основное внимание он уделял защите и поражению центральной линии тела. Например, его ученик, основатель школы каратэ Синто Дзинэн-рю Кониси Ясухиро вспоминает, как Мотобу Тёки неустанно повторял ему: "В тодэ есть только один секретный принцип. Суть его в том, чтобы защищать и атаковать центр человеческого тела".

Основным оружием мастера являлись мощнейшие удары руками. Его излюбленными приемами были прямые удары кулаком (сэйкен-дзуки), хлесткие удары тыльной стороной кулака (уракэн-ути), различные удары локтем, а также уколы и тычки выдвинутым вперед суставом указательного пальца (кэйкокэн, иппонкэн). Нагаминэ Сёсин утверждает, что кэйкокэн был самой любимой техникой Мотобу. По его словам, мастер отрабатывал этот удар на макиваре, нанося удары в полную силу. На основании своего огромного опыта реальных боев, он пришел к выводу, что обычный кулак в ближнем бою не позволяет генерировать достаточную силу, чтобы "уложить" противника, зато удар кэйкокэн в этой ситуации чрезвычайно эффективен. Нагаминэ Сёсин писал: "Ни один каратист за всю историю окинавского каратэ не может сравниться с Мотобу разрушительной мощью кэйкокэн".

Основную массу ударов Мотобу Тёки наносил выставленной вперед рукой. В некотором смысле подобная техника была новой для окинавского каратэ, в котором традиционно передняя рука применялась для блокировки, а задней наносились мощные удары. Мастер утверждал, что главное в бою - скорость, а поскольку передняя рука ближе к противнику, она быстрее достигает мишени и посему должна быть способна нанести сражающий удар.

В защите Тёки использовал простейшие приемы накрытия рук противника с "прилипанием" и переходом к контролю, применял различные захваты. Вообще, захваты, судя по всему, были одним из его коньков, и он активно пользовался ими, чтобы "натянуть" противника на удар.

Приемы боя ногами в системе Мотобу играли второстепенную, но все же немалую роль. Ногами он бил только в колено, пах и живот. Эти удары у него обладали исключительной силой. По свидетельству очевидцев, в одном из поединков он, словно спичку, одним легким "щелчком" сломал противнику ногу.

Мишенью для его ударов служили не только лицо и туловище, нои пах, куда Мотобу бил коленом, стопой и кулаком (одним из излюбленных приемов бойца был также захват половых органов с последующим рывком, от которого жертва рисковала лишиться их), а также колено - при топчущих ударах ногами.

Огромное значение Мотобу придавал физической тренировке, в которой главное место, как уже говорилось, занимала работа на макиваре. Мастер настаивал на том, что боец должен наносить по макиваре больше ударов той рукой, которая у него слабее, то есть если он правша, то он должен больше тренировать левую руку. Из других видов снаряжения он рекомендовал такие снаряды как "тиси" и "саси" (гантели), предназанченные для укрепления рук. Помимо этого он ежедневно занимался примитивной накачкой, поднимая на плечи камень весом около 70кг.

Несмотря на то, что весь стиль Мотобу Тёки был ориентирован исключительно на реальный бой, он не отказался от использования в тренировочном процессе ката. Из книги в книгу кочует утверждение, что Мотобу знал только ката Найхантин (Тэкки). Однако это абсолютный вымысел. До наших дней дошла, например, версия Мотобу известного ката Пассай (Бассай). Известно также, что он практиковал ката Усэйси (Годзюсихо) и, судя по всему, знал толк в других ката каратэ, хотя и не отрабатывал их (во всяком случае, в его книге имеется список основных ката окинавского каратэ).

Больше всего Мотобу Тёки любил ката Найхантин. Оценивая его исполнение этого ката, зафиксированное на фотографиях, специалисты утверждают, что оно ни в чем не уступало исполнению признанных "катовиков", например, того же Фунакоси Гитина, а может и превосходило их. В целом Мотобу, несмотря на репутацию чистого бойца, относился к ката положительно, но требовал, чтобы при их отработке каратист постоянно держал в уме методы применения движений в реальной схватке. Например, при изучении Найхантин Мотобу акцентировал внимание учеников на важнейших технических особенностях. В этом комплексе есть движение, которое называется "намиаси" - "волновая нога". Обычно его интерпретируют как зацеп собственной голенью ноги противника, атакующего прямым ударом ногой. Однако ранее это движение трактовалось как топчущий удар по стопе противника, и многие каратисты изо всех сил лупили ребром стопы в пол, чтобы сымитировать прием. Мотобу же, хотя и выполнял это движение с полной выкладкой и с киай, настаивал на сохранении абсолютного равновесия и мягком беззвучном опускании ноги на пол. Он учил, что когда человек старается изо всех сил ударить ногой об пол, он теряет равновесие, не способен защищаться и вообще изменяться адекватно вслед за движениями противника (Мотобу считал равновесие одним из важнейших факторов победы в бою). Кроме того он требовал абсолютно точной фокусировки силы в ударах, и его беззвучное опускание ноги отнюдь не свидетельствовало о слабости самого удара - известно, что Мотобу именно таким движением сломал ногу одному из своих противников. По свидетельству Кониси Ясухиро, он рассматривал все движения под практическим углом зрения. Но все же основой его стиля было кумитэ, а ката играли подчиненную роль.

Довольно рано Мотобу стал известен на Окинаве как один из самых грозных бойцов. А через некоторое время слухи о нем достигли и Японии. Оцука Тадахико в своей книге "Каратэ-до нюмон" (Токио, 1973 год) рассказывает легенду о том, что один наставник кэн-дзюцу школы Сигэн-рю из города Кагосима, прознав об окинавском мастере, бросил ему вызов на синкэн-сёбу - бой не на жизнь, а на смерть, и Мотобу вызов принял. Поединок состоялся на берегу моря. В разгар схватки Тёки неожиданно вбежал в воду, увлекая за собой фехтовальщика, и нырнул. Мастер кэн-дзюцу, ошеломленный столь неожиданным поворотом, на мгновение растерялся. Для Мотобу этого оказалось вполне достаточно: неожиданно вынырнув из=под воды, он одним взмахом мокрого полотенца вырвал меч из рук врага и нанес мощнейший удар кулаком, положивший конец схватке.

В 1921 году Мотобу переехал в Японию и поселился в Осаке. Он был первым из окинавских мастеров каратэ, выехавших за пределы острова (Мотобу почти на год опередил Фунакоси Гитина). Впрочем, скорее всего, его целью было не преподавание боевого искусства в метрополии. Он, подобно многим окинавцам, считал, что в Японии проще заработать на жизнь (Окинава была и остается одной из самых слаборазвитых и бедных префектур Японии; известно, что к 1940 году более 80.000 окинавцев иммигрировали на главные острова страны Восходящего солнца, а это очень немало, ведь население Окинавы в те годы составляло всего лишь около полумиллиона жителей.).

Тёки прожил в Японии уже около двух лет к тому моменту, каогд он познакомился с учителем дзюдо Дои. На Дои его мастерство произвело большое впечатление, и он стал подталкивать Мотобу открыть обучение каратэ для желающих. После этого окинавец начал устраивать демонстрации и давать уроки в районе городов Кобэ и Осака, однако дела у него шли ни шатко, ни валко. Промучавшись безрезультатно несколько лет, Тёки стал подумывать, а не отказаться ли ему от попыток создания собственного додзё каратэ, но как раз в это время интерес широкой публики к окинавскому боевому искусству и к персоне самого Мотобу стал потихоньку расти, в немалой степени благодаря публикации материала о его победе над боксером в журнале "Кингу".

В 1927 году Тёки переехал в Токио, где, как ему казалось, организовать обучение каратэ окажется проще. Однако это многообещающее место было уже занято: в Токио вовсю "трудился" Фунакоси Гитин, знакомый Мотобу еще по Окинаве.

Отношения между Мотобу и Фунакоси сложились самые дурные. Каждый считал, что именно он один достоин представлять окинавское каратэ в Японии, и указывал на недостатки соперника. Фунакоси, эстет и прекрасно образованный человек, ругал Мотобу за отсутствие образования, называл его невежей, не способным осознать подлинную сущность и назначение каратэ.

Со своей стороны, Мотобу именовал Фунакоси "танцором" и "игроком на сямисэне" (сямисэн - японский музыкальный инструмент), ничего не смыслящем в каратэ. По свидетельству Кониси Ясухиро, который начинал заниматься каратэ у Фунакоси, а позже перешел к Мотобу, последний говорил о своем сопернике так: "Фунакоси - это самозванец. Мои учителя Адзато Ясуцунэ и Итосу Ясуцунэ открыли новую уникальную дорогу в тодэ. Этот человек имитирует лишь изящную сторону моих учителей, это всего лишь их скелет. Он показывает неправильное тодэ, которое только похоже на правду. Он ничего не стоит и совершенно бесполезен. Что еще более поразительно, так это его ловкий способ обманывать людей красочными объяснениями. Он надувает все общество. Широкая публика считает, что то, что показывает Фунакоси, и есть настоящее тодэ. Ничего не приносит большего вреда обществу, чем воинские искусства, которые не дают пользы в реальном бою. Позвольте сразиться с ним, раз ему дозволяется открыть собственный клуб тодэ, и я прогоню его на Окинаву."

Помимо различий во взглядах на каратэ, на отношения между Мотобу и Фунакоси влияли и различия в их социальном статусе. Так, современный японский мастер каратэ Фудзивара отмечает, что Мотобу в социальной иерархии занимал место на две ступеньки выше, чем Фунакоси, и потому ни за что не соглашался признавать какое бы то ни было первенство или главенство своего соперника.

Точных сведений, во что вылились эти "разборки" между Мотобу Тёки и Фунакоси, у нас нет, но, похоже, до решительного боя все же не дошло, хотя у них бывали очные встречи. По свидетельству Кониси Ясухиро, когда Мотобу и Фунакоси наконец встретились, они стали обсыждать достоинства и особенности различных приемов, при этом Фунакоси оказался совершенно беспомощным перед ударами Мотобу, который "сносил" его с ног раз за разом. Тот же Кониси рассказывает, что в каратистских кругах Токио ходили слухи, будто бы Мотобу в конце концов вызвал Фунакоси Гитина на поединок и разгромил его наголову. В решающий момент боя он сбил противника подсечкой на пол и мгновенно продолжил атаку ударом кулака, который остановил в нескольких миллиметрах от лица Фунакоси, наглядно продемонстрировав свое абсолютное превосходство. Впрочем, сам Кониси не может поручиться за достоверность этих сведений.

И все же большинство историков каратэ соглашается с тем, что если бы подобный поединок действительно состоялся, победу почти на 100% одержал бы Мотобу. За это говорит очень многое. Так, у Мотобу было колоссальное превосходство в росте и весе - Фунакоси был сухощав и имел рост чуть более 150см. Кроме того, у Фунакоси не было никакого опыта реальных боев.

Тем не менее Фунакоси Гитину все же удалось удержать "лидерство в каратэ" в токийском регионе. Он сумел выработать более стройную систему обучения, ввел систему поясов. Кроме того, у него были очень энергичные и влиятельные друзья, например, основатель дзюдо Кано Дзигоро. Первая книга Фунакоси "Рюкю кэмпо каратэ" содержала предисловия таких видных политических дейтелей, как маркиз Хисамаса, бывший губернатор Окинавы; адмирал Ясиро Рокуро; вице-адмирал Огасавара Тёсей; граф Гото Симпэй и других. У Мотобу таких покровителей не было никогда.

Несмотря на соперничество с Фунакоси и его учениками, в Токио Мотобу Тёки все-таки сумел найти некоторую поддержку. Здесь его ближайшим помощником и учеником стал Кониси Ясухиро, в додзё которого Фунакоси буквально вломился.

Ко времени появления Мотобу в Токио у Кониси уже было собственное додзё каратэ. Он был одним из ведущих учеников Фунакоси, имел высокие даны в кэндо и дзюдо. Поскольку Кониси проявлял интерес к сугубо практическим аспектам боевого искусства и был не прочь померяться силами с представителями разных стилей, его додзё являлось одним из центров притяжения "драчливой элиты" токийских бойцов.

Одним из учеников Кониси в кэндо и каратэ был известный в те дни боксер Хоригути по прозвищу "Поршень". На него-то и напоролся Мотобу, заявившись в зал Кониси. Появление его было в высшей степени экстравагантно: понаблюдав несколько минут за занимавшимися и решив, что Хоригути - самый "крутой", он прямиком подошел к нему и просто попросил: "Ударь меня кулаком!" Интересно, что подумал Хоригути, услышав эту просьбу от пожилого человека, выглядевшего довольно неуклюжим. Как бы там ни было, Хоригути "просьбу уважил", ударил раз, другой, ...но толстяк ловко уклонился от его выпадов. Удивленный Хоригути продолжил атаку несколькими сериями, "выплюнув" их как из пулемета. Но противник вновь уклонялся или блокировал удары. Помучавшись еще несколько минут, Хоригути сдался, поняв, что с таким противником ему не справиться. А довольный Мотобу гордо и без малейшей тени скромности заявил: "Я - единственный представитель рюкюских боевых искусств в Японии".

Узнав об этом случае, Кониси поспешил разыскать Мотобу и попроситься к нему в ученики. Через некоторое время он был так зачарован реальностью боевого искусства в исполнении Мотобу, что прекратил занятия в додзё Фунакоси, навсегда получив клеймо "предателя".

Кониси сделал для пропаганды стиля Мотобу очень многое, начиная с того, что поселил мастера, испытывавшего большие финансовые трудности, в своем доме и стал его переводчиком. Он даже основал "Общество поддержки Мотобу Тёки", организовал демонстрации окинавского бойца во многих токийских университетах, из личных сбережений выплачивал ему значительные гонорары. За это Мотобу Тёки щедро делился с ним своими знаниями. Так что злые языки даже стали поговаривать, будто "Кониси использует Мотобу".

Большую помощь мастеру оказал также его давний окинавский ученик Кокуба Косэй (Куниба Юкимори). Кокуба - уроженец Нахи (родился в 1901 году), начал заниматься у Мотобу в 14 лет. В 1924 он переехал в Токио, а оттуда, в 1940, в Осаку, где стал обучаться стилю Мотобу. В 1943 году он открыл собственное додзё, получившее название "Сэйсин-кан". Также как и Кониси, он предоставлял свое жилье и зал в распоряжение Мотобу и Мабуни Кэнва. Однако все усилия товарищей и учеников были тщетны. Мотобу никак не удавалось открыть собственное додзё.

Хотя Мотобу было уже за 60, его боевой пыл еще не угас. Известно, что в 1932 году, когда ему было 62 года, Мотобу Тёки по приглашению окинавской общины отправился на Гавайские острова, чтобы померяться силами с тамошними боксерами и борцами. Его приезд всколыхнул всех окинавских иммигрантов, жаждавших стать свидетелями подвигов своего соотечественника. Однако бои с местными бойцами они организовать не успели: прознав о скандальной репутации Мотобу и почуствовав, что дело пахнет настоящим побоищем, гавайские власти поспешили объявить каратиста персоной нон грата и выдворить с островов.

И все же признание к Мотобу пришло. После 1932 года, во многом благодаря усилиям Кониси Ясухиро, он стал ведущим инструктором по каратэ в Центральной полицейской академии.

Вероятно, на склоне лет Мотобу начал ощущать нехватку систематического "образования" в каратэ, и в 1936 году принял решение вернуться на Окинаву, чтобы углубить свои познания в кэмпо и, возможно, создать собственную школу. На Окинаве он посетил многие додзё, беседовал с мастерами разных стилей, шлифовал различные ката. Ему удалось разыскать своего бывшего сэмпая и соперника, великого каратиста Ябу Кэнцу. Ябу был уже довольно стар и давно удалился от преподавания каратэ. И все же он нашел в себе силы поделиться своими драгоценными знаниями с Мотобу. Однако их общение оказалось непродолжительным: в 1937 году мастера Ябу не стало.

По некоторым сведениям, в этот период Тёки получил возможность изучить искусство Удун-ди у своего старшего брата Тёю. Рассказывают, что Тёки, будучи абсолютно уверен в своем превосходстве, вызвал брата на поединок и... жестоко поплатился за это. Тёю раз за разом проводил захваты и швырял драчливого брата как тряпичную куклу на жесткий пол зала. После этого Тёки, якобы, и упросил его научить технике Удун-ди. Правда, похоже, если такой эпизод и имел место, то было это гораздо ранее, во времена бойцовской юности Тёки.

Пробыв на Окинаве несколько лет, Тёки вновь выехал в Японию, но вскоре вновь вернулся на родину, где умер в сентябре 1944 года от желудочного заболевания (рак?) в возрасте 73 лет. Легенды окружают и последние дни его жизни. Рассказывают, что он сошел с ума, присвоил себе 11-й дан и объявил себя самым сильным бойцом на планете. Но, похоже, как и многое, что говорилось о Мотобу Тёки, это просто враки. По свидетельству того же Кониси, в последние годы жизни Мотобу стал гораздо спокойнее и рассудительнее и уже не искал возможностей проверить на ком-нибудь крепость своих кулаков. Может быть именно поэтому Кониси Ясухиро ни разу не видел Тёки в реальном бою.

Открытым остается вопрос о наследии мастера. Сам Мотобу никогда не утверждал, что создалт какую-то особую школу каратэ, поэтому большинство историков окинавского кэмпо сходятся на том, что в чистом виде его стиль не сохранился. Однако в "Большом энциклопедическом словаре школ боевых искусств" (Токио, 1969) в статье "Мотобу-ха" указано, что традиции Мотобу Тёки были переданы некоему Мотобу Тёсэю, создавшему школу Мотобу-рю и основавшему додзё "Дайдокан" - "Дом великого Пути". Эта энциклопедия является единственным источником, упоминающим имя Мотобу Тёсэя. Вне всякого сомнения, это родственник великого мастера (об этом говорит не только фамилия - Мотобу, - но и то, что первый иероглиф имени - Тё/Нагай - тот же, что и в именах Тёки, Тёю, Тёсин и других, которые использовали члены рода Мотобу), но кем конкретно он доводится ему (сын? племянник?) - неясно (нужно сказать, что мы практически ничего не знаем о семье Мотобу Тёки, конечно, если таковая у него была). С другой стороны, через "руки" великого бойца прошло немало видных каратистов. В их числе Кониси Ясухиро, основатель Синдо Дзинэн-рю; Титосэ Цуёси, основатель Тито-рю; Кокуба Косэй (Куниба Юкимори), основатель Мотобу-ха Сито-рю; Нагаминэ Сёсин, основатель Мацубаяси-рю (Сёрин-рю); Ямада Тацуо, основатель Нихон-кэмпо; Камисима Санносукэ, основатель Кусин-рю; Охира Такахиро и другие видные каратисты.

Алексей Горбылёв

http://commons.wikimedia.org/wiki/Motob ... uselang=ru
В.И.

P.S.
Комментировать и создавать свои темы Вы сможете после КОРРЕКТНОЙ регистрации на форуме, а именно, написав свою Фамилию, Имя по-русски, логин по-английски и загрузив свою личную фотографию (а не чужой аватар), см. ПРАВИЛА ФОРУМА.

Аватара пользователя
Тимофеев Виктор Иванович
Сообщения: 1789
Зарегистрирован: 08 апр 2011, 12:42
Откуда: РОССИЯ, Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Кэнпо или каратэ!?

Сообщение Тимофеев Виктор Иванович » 03 мар 2013, 08:28

Американское кэнпо-каратэ Паркера.

Стиль каратэ, который разработал американец гавайского происхождения Эдмунд Кеалоха Паркер (1931 — 1990). Он родился в Гонолулу (штат Гавайи) и по мужской линии являлся прямым потомком (праправнуком) короля Камехамеха Первого, правившего на Гавайских островах в начале XIX века. В 16 лет Паркер стал учеником местного тренера-китайца Уильяма Чжоу (1914-1987).

Чжоу изучал ушу под руководством своего отца, а в 1942— 1946 гг. был учеником мастера Джеймса Митосэ. В 1946 г. Чжоу получил от Митосэ черный пояс и открыл в Гонолулу собственный зал. Там он преподавал свой стиль, объединявший приемы окинавского каратэ, японского дзю-дзюцу и китайского ушу.

Этнический японец Джеймс Митосэ с детства изучал дзю-дзюцу в своей семье, а в 1930 г. стал учеником знаменитого окинавского мастера Мотобу Тёки, у которого занимался 6 лет. Вернувшись в Гонолулу, Митосэ преподавал стиль окинавского каратэ Мотобу под названием «Косё сёрэй-рю кэмпо-каратэ».

В целом, Паркер занимался у Чжоу около 8 лет (1946—1949 и 1951—1954 гг.). Еще в 1954 г., будучи студентом университета в Прово (штат Юта), Паркер создал клуб кэмпо-каратэ, где преподавал стиль своего учителя. Это был один из первых клубов каратэ в США. В 1956 г., окончив университет, он переехал в Пасадену (штат Калифорния) и прожил там всю остальную жизнь. В Пасадене Паркер открыл платную студию каратэ, которая считается первой коммерческой школой каратэ в США.

Осенью того же года Паркер учредил Американскую ассоциацию кэмпо-каратэ и целенаправленно занялся дальнейшим развитием системы Чжоу. Позже он заявлял, что наследие Чжоу в его собственной системе якобы не превышает 15%, а 85% принадлежат лично ему. Свой стиль он назвал «Американское кэмпо-каратэ» именно для того, чтобы его не смешивали с «Гавайским кэмпо-каратэ» Уильяма Чжоу.

Основу системы Паркера составили 150 базовых технических элементов, взятые им из окинавского каратэ, японского дзю-дзюцу, китайского ушу, а также из техники уличной драки. Главным критерием для их выбора он считал степень соответствия биомеханическим и моторным возможностям человеческого тела.

Паркер говорил, что свою концепцию постижения боевого искусства он может сравнить с процессом обучения устной речи и письму: «Когда ребенок учится говорить, он сначала усваивает отдельные звуки, затем начинает составлять из них слова, а еще позже соединяет эти слова в целые фразы. Если представить, что каждое техническое действие — это звук или слог, то станет понятным, что я имею в виду». То есть, 150 элементов базовой техники, это своего рода «словарь», дающий возможность «разговаривать» на языке движений в соответствующих ситуациях.

Продолжая сравнение с речью, надо отметить, что с помощью одних и тех же слов люди говорят по-разному. Речь одних свободна и выразительна, у других она бедная и косноязычная. Все дело в способностях и в подготовке. Продолжая сравнивать единоборства с речью, Паркер говорит, что есть три основных вида письма: машинопись, где каждая буква печатается только после того, как напечатана предыдущая; письмо от руки (курсив), где следующая буква как бы «вытекает» из предшествующей; и стенография, в которой один условный значок обозначает либо слог, либо целое слово. Так и в боевых искусствах.

Отдельные движения, выполняемые с перерывами между ними, можно сравнить с печатанием. Движения, вытекающие одно из другого — это курсив, а если блок и удар, захват и подножка совпадают в одном приеме, это «стенография». Легче всего научиться печатать на машинке. Быстро и красиво писать от руки значительно труднее, не зря существует такое искусство, как каллиграфия. Ну, а стенофафией вообще владеет считанное число людей. Задача наставника боевого искусства заключается в том, чтобы научить своих учеников свободно «стенографировать».

Итак, оригинальность кэмпо-каратэ Паркера — в его «словаре» базовой техники и в правилах пользования им. То и другое он изложил в пятитомном труде «Бесконечное постижение кэмпо», изданном в 80-е годы. Каждый, кто хочет изучить систему Паркера, должен сам подбирать из этого «словаря» ту технику, которая наиболее приемлема для него, с учетом особенностей своего телосложения, нервно-мышечных реакций и предполагаемых опасностей. Разумеется, такой путь абсолютно неприемлем для многочисленных интеллектуальных лодырей, составляющих большинство занимающихся в додзё США, Европы и стран СНГ. Зато для думающих энтузиастов боевых единоборств труды Паркера являются неисчерпаемым источником творчества.

В кэмпо-каратэ Паркера нет базовых стоек. Стойкой считается любое естественное положение тела, удобное для того действия, которое выполняется в данный момент. То же самое относится к дыханию, которое должно быть как можно более естественным. Вообще исповедуется принцип экономности усилий: в бою надо двигаться ровно столько, сколько требует конкретная ситуация. По этой причине там нет ни прыжков, ни обманных движений.

Удары руками наносятся преимущественно вертикальным кулаком и основанием кулака (ладони). Все удары серийные. Паркер полностью отвергал характерный для японского каратэ принцип «иккэн хиссацу» (одним ударом наповал), считая что победа одним ударом в уличной драке исключение, а не правило. В кэмпо-каратэ реализуется принцип «многократного уничтожения», согласно которому для надежного вывода противника из строя требуются несколько приемов.

В техническом арсенале имеются много бросков и болевых приемов, при этом все блоки бойцы учатся превращать в захваты. После захвата, как правило, они переходят на проведение болевого приема. Паркер, обладавший значительным опытом уличных драк в годы юности, считал неприемлемыми высокие удары ногами (в голову и грудь), т.к. они ставят атакующего в довольно уязвимое положение, требуют хорошей растяжки, зани-мают больше времени, чем удары по нижнему уровню. Основ-ыми ударами ног он считал удары стопой в пах и колено.

Именно Паркер вместе со своим другом, кинорежиссером Блейком Эдвардсом, первым начал вводить сцены восточных единоборств в телесериалы и кинофильмы, снимавшиеся в Голливуде. В 1964 г. он познакомился с ничем тогда не знаменитым студентом философского факультета университета в Сиэтле по имени Брюс Ли и рекомендовал его на роль второго плана для сериала «Зеленый шершень».

Эдмунд Паркер в том же 1964 г. устроил в пригороде Лос-Анджелеса первый открытый международный чемпионат по каратэ. Впоследствии такие чемпионаты с огромным успехом проходили ежегодно. Они открыли миру такие имена как Джо Льюис, Майкл Стоун, Чак Норрис и многие другие. Здесь же ученик Паркера Дэн Иносанто подружился с Брюсом Ли, продолжателем дела которого он впоследствии стал. Паркер также организовал популярные до сих пор соревнования между комаидами Тихоокеанского и Атлантического побережья США и ряд других.

Эдмунд Паркер первым из западных авторов начал писать книги о боевых искусствах Востока. Так, в 1957 г. он издал книгу «Кэмпо-каратэ», которая впоследствии стала образцом для западных специалистов в этой области. В ней Паркер описал уязвимые точки и ударные поверхности человеческого тела, дал базовую технику кэмпо-каратэ и примеры её применения для самозащиты. В 1963 г. Паркер издал вторую книгу «Секреты китайского каратэ» об истории, теории и практике китайского ушу, вызвавшую настоящую сенсацию среди западных читателей, до тех пор знакомых только с японскими видами — дзюдо, дзю-дзюцу и каратэ.

В 1960 г. Паркер создал Международную ассоциацию кэмпо-каратэ, которая в течение 30 лет, до самой его смерти 15 декабря 1990 г., являлась одной из наиболее крупных организаций боевых искусств в мире. Достаточно сказать, что на январь 1990 г. она объединяла более 35 тысяч человек, состоявших в 170 клубах в 12 странах мира. Когда Паркер умер, возник целый ряд проблем организационного и финансового характера, в результате которых ассоциация прекратила свое существование. Но в апреле 1991 г. его ученики Джо Паланцо, Томас Келли, Фрэнк Трэджо и Ричард Планас создали Всемирную федерацию кэмпо-каратэ и таким образом продолжили его дело.

Система Паркера появилась в период, предшествовавший буму восточных боевых систем на Западе, при почти полном отсутствии информации не только об отдельных школах восточных единоборств, но и отдельных их видах. Естественно, что это придало особую привлекательность кэмпо-каратэ, усиленную кинематофафической, литературной и коммерческой деятельностью Паркера в сфере пропаганды боевых искусств. Но в начале XXI века система кэмпо-каратэ уже не обладает такой популярностью, как при жизни ее основателя.

Автор: А. Тарас
В.И.

P.S.
Комментировать и создавать свои темы Вы сможете после КОРРЕКТНОЙ регистрации на форуме, а именно, написав свою Фамилию, Имя по-русски, логин по-английски и загрузив свою личную фотографию (а не чужой аватар), см. ПРАВИЛА ФОРУМА.

Аватара пользователя
Тимофеев Виктор Иванович
Сообщения: 1789
Зарегистрирован: 08 апр 2011, 12:42
Откуда: РОССИЯ, Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Кэнпо или каратэ!?

Сообщение Тимофеев Виктор Иванович » 03 мар 2013, 09:21

Гавайское кэнпо-каратэ

«Косё сёрэй-рю кэмпо-каратэ»
Этнический японец Джеймс Митосэ с детства изучал дзю-дзюцу в своей семье, а в 1930 г. стал учеником знаменитого окинавского мастера Мотобу Тёки, у которого занимался 6 лет. Вернувшись в Гонолулу, Митосэ преподавал стиль окинавского каратэ Мотобу под названием «Косё сёрэй-рю кэмпо-каратэ».

Стиль кэнпо, созданный в Гонолулу Ульямом Квай-Сун Чжоу (1914-1987).
Чжоу сначала учился у своего отца, китайца по происхождению, а потом стал учеником Джеймса Митосэ. В 1946 году Чжоу получил от Митосэ черный пояс и открыл в Гонолулу собственный зал. Там он постепенно разработал свою систему обучения. Он преподавал свой стиль, объединявший приемы окинавского каратэ, японского дзю-дзюцу и китайского ушу.

Чжоу воспитал много "черных поясов", тогда как Митосэ только пятерых. Первыми среди них были братья Джо и Андриано Эмперадо (КадзюКэнбо).

Среди других учеников Чжоу, получивших известность, обычно называют Эдмуда Паркера, Ника Серно, Сэма Куоха, Фрэда Лара, Мэнни Де Ла Круза, Осиро Масаичи. Преемников и продолжателем учения Чжоу является Сэм Куоха (Кара-Хо-кэнпо).
В.И.

P.S.
Комментировать и создавать свои темы Вы сможете после КОРРЕКТНОЙ регистрации на форуме, а именно, написав свою Фамилию, Имя по-русски, логин по-английски и загрузив свою личную фотографию (а не чужой аватар), см. ПРАВИЛА ФОРУМА.

Аватара пользователя
Тимофеев Виктор Иванович
Сообщения: 1789
Зарегистрирован: 08 апр 2011, 12:42
Откуда: РОССИЯ, Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Кэнпо или каратэ!?

Сообщение Тимофеев Виктор Иванович » 03 мар 2013, 10:02

Сёриндзи-кэмпо - Кулачный бой монастыря Молодого Леса.

Уникальная система самозащиты, духовного совершенствования и физического воспитания, которую создал в 1947 году мастер Накано Мичиоми (1911-1980), более известный под псевдонимом Со Досин.

...
4. Цель практики.
Каждая новая степень - это посвящение в новые удивительные приёмы воздействия на человека. Достаточно сказать, что обладатель 5 Дана знает менее половины всей техники и методики Сёриндзи-кэмпо.

Подробнее на viewtopic.php?f=35&t=178
В.И.

P.S.
Комментировать и создавать свои темы Вы сможете после КОРРЕКТНОЙ регистрации на форуме, а именно, написав свою Фамилию, Имя по-русски, логин по-английски и загрузив свою личную фотографию (а не чужой аватар), см. ПРАВИЛА ФОРУМА.

Аватара пользователя
Тимофеев Виктор Иванович
Сообщения: 1789
Зарегистрирован: 08 апр 2011, 12:42
Откуда: РОССИЯ, Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Кэнпо или каратэ!?

Сообщение Тимофеев Виктор Иванович » 03 мар 2013, 10:10

Русское кэмпо и кенпо.

Имеется несколько направлений:

1. 1981 год "КэМпо - Шаолинь Сы Цуань Фа." (В.А.Ф.) известного в те времена каратэиста старшего тренера по каратэ ЛОС ДСО "Зенит" Юрия Варма (из воспоминаний его ученика Васильева А.Ф. сегодня 5 Дан контактного каратэ) подробнее в теме об "Истории кэнпо в России" на http://vk.com/topic-22530050_25390377 , а также о каратэисте Варма Ю.А. на сайте Санкт-Петербургской Общественной Физкультурно-Спортивной Организации "Сётокан каратэ" http://ofso-spb.ucoz.ru/index/ob_organizacii/0-6


2. с 1991 года и по настоящий момент, "КэНпо" международно-известного специалиста кэнпо Шепрут Олег Юрьевич 6 Дан кэнпо, подробнее на сайт школы http://sinkenpokai.com/history.htm


P.S.
ИМХО, в связи с тем что в те времена:
"...Источников было названа два : Кэнпо Эда Паркера и Сёриндзи Кэмпо СЁ Досина к тому времени ещё здравствующего. Появились книги фотографии, таблицы, но основную технику давал лично Юрий Варма. О своих учителях он не распространялся..." - Васильев А.Ф.
можно предположить, хотя бы исходя из названия, что "кэмпо" 1981 года Варма Ю.А. могло иметь отношение к Сёриндзи Кэмпо.
В.И.

P.S.
Комментировать и создавать свои темы Вы сможете после КОРРЕКТНОЙ регистрации на форуме, а именно, написав свою Фамилию, Имя по-русски, логин по-английски и загрузив свою личную фотографию (а не чужой аватар), см. ПРАВИЛА ФОРУМА.

Аватара пользователя
Шепрут Олег Юрьевич
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 13 май 2011, 06:46
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Кэнпо или каратэ!?

Сообщение Шепрут Олег Юрьевич » 03 мар 2013, 12:17

В первых строках своего повествования я искренне благодарю САНДАЙ СОКЭ Виктора Ивановича за внесение в Историю РОССИЙСКОГО КЭНПО ( по моему мнению это название более точно отражает суть ) моей скромной персоны, как Основателя ШКОЛЫ РЕАЛЬНОГО РУКОПАШНОГО БОЯ ( СИН-ДЗЮЦУ РЮ КЭНПО ). Позвольте также упомянуть ещё одного человека, без которого эта история будет неполной. Я говорю о СОКЭ Кострове Юрии Анатольевиче ( 1950 г.р. ), основателе школы Русского КЭМПО ( Агни КЭМПО ), и соответственно 1989 год, как дату основания настоящей школы. Хотя, некоторые придирчивые читатели могут заметить, что по сути здесь можно говорить скорее о школе украинской, но не российской... Но, давайте доверять проверенной информации из надёжных источников. По сему, сошлюсь на материалы того же энциклопедического справочника "Боевые Искусства: 200 школ боевых искусств Востока и Запада" под редакцией Тараса А.Е., "Харвест", Минск, 1996 год. Там, на стр. 405 мы можем прочесть следующее:
"РУССКОЕ КЭМПО: Современное боевое искусство, созданное Юрием Косторвым из Киева. В основе стиля лежит техника Кёкусин-рю, дополненная бросково-болевыми и удушающими приёмами из дзю-до и самбо. "Русификация" азиатских элементов свелась в школе Кострова к замене восточных терминов и символики отечественными. Например КАРАТЭ-ги там называют "платно", КАТА - "лествицами", степени ДАН - "байсами" и т.д. Чёрный пояс заменяет трёхцветный, повторяющий цвета российского флага. При этом Ю.А. Костров без всякого смущения или иронии заявляет, что создал "истинно народную" и "самую совершенную" школу боевого искусства! Впрочем, надо признать, что в спортивных контактных поединках ( условно их схему можно выразить словами "фулл-контакт каратэ + дзю-до ) ученики Кострова выглядят хорошо. Хотя говорить о их безусловном превосходстве над представителями других школ не приходится." ( настоящая статья приведена мной без купюр, с сохранением всей пунктуации автора ) © Тарас А.Е., 1996 г.
Также имеет смысл упомянуть о том, что в новой редакции справочника "Боевые и спортивные единоборства", "Харвест", Минск, 2002 года, под редакцией того-же Тараса А.Е., автор уже не упоминает об этой школе Боевых Искусств. Вероятно это связано с тем, что ко времени выхода в свет очередного справочника, Костров Ю.А, уже не называет свою школу "Русским КЭМПО ( Агни КЭМПО )", а меняет название на "Всемирную Организацию Универсального кулачного боя Ю.А.Кострова" ( http://www.kostrov.org.ua ). В настоящей статье имеет смысл также упомянуть и о том, что на рубеже 2000 года, Костров Ю.А. начал позиционировать себя, как Основателя школы ИСТИННОГО... САМБО (?).
Подведя итоги, можно сказать следующее: в СССР ( до 1991 года ) имеет место упоминание ДВУХ школ Боевых Искусств, в названии которых фигурирует термин КЭМПО ( иная информация о наличии в СССР организаций, которые используют термин КЭНПО / КЭМПО до 1991 года, отсутствует ). Что касается России ( с 1991 года ), здесь имеет место упоминание только ОДНОЙ школы Боевых Искусств, в названии которой фигурирует термин КЭНПО. Среди тех организаций, которые стали использовать термин КЭНПО / КЭМПО в России после 1991 года, можно также упомянуть о следующих:
- СЁРИНДЗИ КЭМПО, Владивосток ( с 1991 года ), затем Москва ( с 1998 года ) http://www.shorinji-kempo.ru/nasha-shkola/rokitski
- НИППОН-КЭМПО, Москва ( с 1997 года ) http://www.nipponkempo.ru/history
- Федерация ММА и КЭМПО России (ФМКР), Санкт-Петербург ( с 2004 года ) http://www.ukado.org
- Американское КЭНПО-КАРАТЭ Эдмунда Паркера, Каменск-Уральский ( с 2004 года ) http://www.kam-boets.ru/ju-jitsu-kenpo-klub-ist.html .
Таким образом, можно заявить со всей очевидностью:
До 1991 года в России НЕ СУЩЕСТВОВАЛО НИ ОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, которая использовала в своём названии термины КЭНПО / КЭМПО.
И отправной датой в Истории РОССИЙСКОГО КЭНПО всё-же следует считать именно 1991 год.

Всегда с уважением, как к чужому мнению, так и к Истине, ОС-С !
Последний раз редактировалось Шепрут Олег Юрьевич 03 мар 2013, 14:18, всего редактировалось 9 раз.
Не надо стесняться собственной скромности © Олег Шепрут

Аватара пользователя
Тимофеев Виктор Иванович
Сообщения: 1789
Зарегистрирован: 08 апр 2011, 12:42
Откуда: РОССИЯ, Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Кэнпо или каратэ!?

Сообщение Тимофеев Виктор Иванович » 03 мар 2013, 13:00

"Почему вы не придерживаетесь традиций? Вы не используете японскую терминологию и не учите чистому каратэ". Паркер ответил: "Что делает ваше каратэ "чистым", а мое - нет? Основатель вашей системы (Сётокан) господин Фунакоси изучал два стиля боевого искусства (Сюри-тэ и Наха-тэ) у двух разных мастеров (Азато и Итосу), а потом смещал их воедино. В каратэ нет "чистых" систем. "Чистое" каратэ тогда, когда "чистый" кулак вонзается в "чистую" плоть!"

Вопросы "чистоты" и оригинальности любого стиля или системы всегда относились к числу дискуссионных. Споры на данную тему ведутся ровно столько времени, сколько существуют различные школы боевых искусств, и будут продолжаться до тех пор, пока не исчезнет конкуренция между ними. А поскольку в обозримом будущем этого не произойдет, постольку будут продолжаться и споры.

Нет и не может быть ни одной системы боя голыми руками, принципиально отличающейся своей техникой от всех других систем. Ведь люди везде устроены одинаково. С позиций анатомии, физиологии и биомеханики ясно, что число вариантов наиболее эффективных способов защиты и нападения в схожих ситуациях ограничено. Именно поэтому многие приемы самообороны по существу одинаковы в системах, возникших в разное время и в разных местах. Другое дело, что сами эти системы не могут быть полностью идентичны по своим принципам, методам тренинга, тактике ведения поединка, по соотношению ударных и болевых приемов и т. д.

Эд Паркер, основатель американского кэнпо-каратэ.

Продолжая мысль Эда Паркера, хочется отметить, что дошедшие до наших Земель достойные или осовремененные Восточные и Западные стили, ИМХО, только на РУССКОЙ ЗЕМЛЕ становятся хорошо забытыми стилями реального рукопашного боя с и без оружия... Может потому, что в русской Душе живёт Дух и Опыт Русского рукопашного боя!

Можно, конечно, заняться их классификацией и названиями, опираясь на общепринятые термины: каратэ, кэнпо, айкидзюцу, самбо, русский рукопашный бой и пр., но, ИМХО, в ЭТОМ нет особой необходимости, так как в большинстве случаев русские, подразумевая одно, делают совершенно другое, иногда осознавая, а иногда по воле Социума!
В.И.

P.S.
Комментировать и создавать свои темы Вы сможете после КОРРЕКТНОЙ регистрации на форуме, а именно, написав свою Фамилию, Имя по-русски, логин по-английски и загрузив свою личную фотографию (а не чужой аватар), см. ПРАВИЛА ФОРУМА.

Аватара пользователя
Шепрут Олег Юрьевич
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 13 май 2011, 06:46
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Кэнпо или каратэ!?

Сообщение Шепрут Олег Юрьевич » 03 мар 2013, 13:11

О, непостижимая для иностранцев загадочная РУССКАЯ ДУША :P По-видимому, именно в этом и заключается тот колорит, с которым мы в России подходим буквально ко всему: от местами забавной "Камасутры" :oops: до не менее близкого нашему телу РЕАЛЬНОГО РУКОПАШНОГО БОЯ ! И я верю, что так было и так будет всегда. Ибо, говоря о чём-либо, необходимо понимать, С КЕМ ГОВОРИШЬ ;) и, что немаловажно - О ЧЁМ ГОВОРИШЬ :lol: Так выпьем же за... ВЗАИМОПОНИМАНИЕ, ОС-С !
Не надо стесняться собственной скромности © Олег Шепрут

Аватара пользователя
Тимофеев Виктор Иванович
Сообщения: 1789
Зарегистрирован: 08 апр 2011, 12:42
Откуда: РОССИЯ, Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Кэнпо или каратэ!?

Сообщение Тимофеев Виктор Иванович » 03 мар 2013, 14:21

Как Вам уже понятно, реальный рукопашный бой, практикуемый в нашей стране связан в треугольник Китай-Япония-России.

Впрочем, хочется обратить внимание, на:


1. Название СТИЛЯ (как вы лодку назовете так она и поплывет).

1.1. КЭНПО,
на основании вышеприведенных материалов, следует называть техники окинавских стилей кулачного боя, а точнее, рукопашного, включающие в себя: применением и рук и ног, а в дальнейшем различных в основном подручных предметов в качестве оружия. И это понятно, потому, что в Китае до изучения техник работы с оружием, практиковали работу без оружия.
А также на то, что современные стили каратэ, вышедшие из старого кэнпо, это такие, в которых техника боя представлена в основном ударами, тогда как в старых стилях кэнпо помимо ударов имелось много захватов, вывихов, бросков и удушений, естественно, из китайского кулачного боя, называемые, Цинь-на http://vk.com/topic-1848380_22983013 .

С точки зрения применения приемы циньна делятся на три категории.

1. Чжэн циньна (прямое циньна) - это приемы использования циньна в атаке, боец хватает противника и проводит прием циньна.
2. Фань циньна (контр-циньна) - это использование циньна в случае, когда боец схвачен противником, циньна используется для освобождения и/или перехвата инициативы.
3. По циньна (разрушающее циньна) - это противодействие ударам, при ударе противника боец перехватывает атакующую конечность и проводит прием циньна.

Часть из которых (работа с котэ) и ОЧЕНЬ по-своему применяется в айкидзюцу, вышедшем из айкидзюцу Дайто-рю, правда без ударной техники рук и ног (о русском айкидзюцу читайте на viewtopic.php?f=24&t=116 ).

1.2. КЭМПО (понятно откуда такое произношение, непонятно откуда такое написание!?)
Естественно, может относиться только к Сериндзи кэмпо. Отличается от кэнпо большим количеством бросковой техники, возможно это связано с "гуманностью".

1.3. Многие называют или даже меняют название клубов, школ и стилей из-за конъюнктуры спроса на рынке. И это связано, естественно, с бизнесом . А со сменой вывески... и техник, приспособленных под спрос, уходит и реальность, переходящая в спорт или без контактность.

Исходя из опросных данных большее количество адептов посещают:
в большинстве случаев бесконтактные: айкидо, тайцзи, нин-дзюцу, японские традиционные айкидзюцу, кендзюцу, кобудо, кобудзюцу, будо, русский бесконтактный бой и пр.
меньше половины спортивные: муай-тай, бокс, дзюдо, самбо, тхэквондо, джиу-джицу, каратэ, кэндо и пр.
и в малом количестве реальные (по мере "сложности" техник): русское каратэ, русское кэнпо, русское айкидзюцу (тай-дзюцу), русское тайцзи ............


2. Бесконтактно-медитативные стили.

К ним в основном относятся медитативные техники в "русском рукопашном" - это конечно отдельная тема, но и она ориентирована на спрос в основном "бесконтактной халявы".

3. Внешний камуфляж - принадлежность к ...

К внешним признакам камуфляжа, естественно, относится форма одежды:
1. японская - белое кимоно (ИМХО, очень напоминает русское нижнее исподние, иногда даже бедняков из японской и китайской глубинки),
2. китайская - шелковой одежды красно-бело-сине-черных цветов с горизонтальными завязочками (как у гусар),
3. ниндзюцу, айкидзюцу, юданся каратэ и кэнпо - черное кимоно,
4. дзюдо - синее кимоно,
5. русское самбо - красная или синяя самбовка,
6. русский рукопашный бой от спецназа - камуфляжная военно-полицейская форма, тельник, кроссовки и пр.
7. и др.

Как отличать единоборства, БИ от реальных школ рукопашного боя читайте в серии статей:
Мифы и реальности спорта, БЕ, БИ и самообороны http://academy.muto.ru/mif_bi.html
Как выбрать Школу БИ! http://academy.muto.ru/vybor_bi.html
В.И.

P.S.
Комментировать и создавать свои темы Вы сможете после КОРРЕКТНОЙ регистрации на форуме, а именно, написав свою Фамилию, Имя по-русски, логин по-английски и загрузив свою личную фотографию (а не чужой аватар), см. ПРАВИЛА ФОРУМА.

Аватара пользователя
Тимофеев Виктор Иванович
Сообщения: 1789
Зарегистрирован: 08 апр 2011, 12:42
Откуда: РОССИЯ, Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Кэнпо или каратэ!?

Сообщение Тимофеев Виктор Иванович » 24 мар 2013, 06:10

В связи с нешуточными баталиями на тему "Кто первый создал кэнпо/кэмпо в СССР и России", углубился в розыски, вот что накопал:

БУДОФОРУМ, Alexs Отправлено 05 Декабрь 2006 - 19:08
http://www.budo-forums.ru/topic/7211-alexs/

Приветствую всех! Зарегистрировался уже давно, и вот решил себя объявить, чтобы при личных встречах путаницы меньше было :wink:

Софронов Александр, родился в Ленинграде 15.12.71. где сейчас и проживаю. Образование высшее, эконом.фак. университета. Работаю финансовым директором. Женат, есть дочка. Единоборствами стал заниматься в 86, фактически каратэ. Но сначала это никак не называлось. Разрешили УШУ стало называться УШУ. Моим первым Учителем был Ю.В.Микулинцев, чемпион союза в обществе "Зенит" в начале 90 х. По сути, я думаю могу так сказать, он сделал из меня бойца и мужчину. В 90 я попал на первый официальный курс преподавателей УШУ в Лесгафта, закончил наотлично :) . На глазах создавалась сначала федерация ушу потом, на полтора года позже, федерация каратэ. Начались соревнования и междусобойчики. Участвовал, где было возможно. С того времени остался 1 дан по сётокану и 1 дан федерации контактного каратэ. В соревнованиях по лайт контакт каратэ полностью разочаровался. Параллельно активно занимался в университете самбо. Бороться и сейчас очень нравится. В 89 в руки попала книга Со Досина "Shorinji kempo", прочитал и перевел ее запоем. На фоне того, что тогда было доступно по единоборствам, она выглядила как откровение. Книга на самом деле очень хорошая. С этого момента мы в своей группе стали пытаться практиковать и осмысливать технику Сёриндзи. В 95 мне очень повезло, меня познакомили с японцем Кимурой Кэнго, у которого был к тому времени 3 дан по Сёриндзи. Мы практиковали по несколько раз в неделю почти два года, пока он изучал русский в университете. И хотя он не был профессиональным преподавателем, общение и практика с ним дали мне очень многое в понимании и отношении к боевым искусствам. Нам удалось стать настоящими друзьями. В 99 я узнал, что оказывается в Москве существует официальный филиал Всемирной организации Сёриндзи кэмпо. С этого момента я стал практиковать под руководством Алексея Дмитриевича Рокитского, очень строгогого и требовательного, но при этом невероятно грамотного, фанатично преданого своему делу и легкого в общении человека. (Москвичи не упустите шанс побывать на тренировке и пообщаться) Сейчас у меня 2 дан по Сёриндзи кэмпо. Я веду небольшую группу в Питере. В прошлом году сбылась моя почти что детская мечта побывать и тренироваться в храме Сёриндзи в городе Тадоцу и принять участие во всемирном тайкае (аналог чемпионата мира). Сейчас готовимся к европейскому тайкаю. Надеюсь, что в недалеком будущем откроем свой отдельный хорошо оборудованный додзё.

Пути у всех разные. Успеха вам на Вашем.
В.И.

P.S.
Комментировать и создавать свои темы Вы сможете после КОРРЕКТНОЙ регистрации на форуме, а именно, написав свою Фамилию, Имя по-русски, логин по-английски и загрузив свою личную фотографию (а не чужой аватар), см. ПРАВИЛА ФОРУМА.

Аватара пользователя
Тимофеев Виктор Иванович
Сообщения: 1789
Зарегистрирован: 08 апр 2011, 12:42
Откуда: РОССИЯ, Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Кэнпо или каратэ!?

Сообщение Тимофеев Виктор Иванович » 24 мар 2013, 06:23

Из моей переписки с Макото Хамакава на их официальной страничке ВКОНТАКТЕ http://vk.com/topic-15013545_22180718?offset=0

Макото Хамакава
Активно проводятся чемпионаты, в основном, показухи во всем мире: всемирный, региональный, студенческий и пр.
А на территории России пока нет.
22 мар 2010 в 2:44

Victor Тимофеев
Добрый день, Макото Хамакава.
Уточнение, с вашего разрешения, Вы предполагаете проводить PR-мероприятия ("...показушные...") или вводить соревнования между клубами?
Заранее благодарю за ответ,
В.И.
7 апр 2010 в 14:42

Макото Хамакава
Добрый день!

Да, показательные выступления проводим, но нерегулярно, когда появляются шанс и возможность. В данный момент соревнования между клубами Сёриндзи Кэмпо и других видов боевых искусств не вводятся.
11 апр 2010 в 16:30

Информация:
Макото Хамакава возглавляет клуб Сёриндзи кэмпо московский филиал "Сингурь",
являющийся одним из филиалов Всемирной Организации Сёриндзи Кэмпо в России, Московского филиала "Центральная Школа Сёриндзи Кэмпо" и Санкт-Петербургского («Балтика») руководителем которой является Александр Софронов.

P.S.
Таким образом можно констатировать, что Сёриндзи кэмпо официально не проводит контактные соревнования, а только будо-шоу типа выступлений на Тайкае 2005


Отдельные же ролики с "контактными" спаррингами в шлемах с забралами и защитой корпуса - к практике реального рукопашного боя отношения не имеют.

В.И.

P.S.
Комментировать и создавать свои темы Вы сможете после КОРРЕКТНОЙ регистрации на форуме, а именно, написав свою Фамилию, Имя по-русски, логин по-английски и загрузив свою личную фотографию (а не чужой аватар), см. ПРАВИЛА ФОРУМА.

Аватара пользователя
Тимофеев Виктор Иванович
Сообщения: 1789
Зарегистрирован: 08 апр 2011, 12:42
Откуда: РОССИЯ, Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Кэнпо или каратэ!?

Сообщение Тимофеев Виктор Иванович » 24 мар 2013, 06:42

Поговаривают, что Юрий Варма отошел от дел, живет уединенно в Ленинградской области. Было бы замечательно в рамках семинаров "Личности известные в узких кругах специалистов БИ" (организуемые с 2011 года Ассоциацией реального рукопашного боя) встретиться с личностью, которая, как утверждают его бывшие ученики, в 80-х преподавала под флагом каратэ кэмпо, техника которого давала возможность побеждать на соревнованиях по контактному каратэ.
В.И.

P.S.
Комментировать и создавать свои темы Вы сможете после КОРРЕКТНОЙ регистрации на форуме, а именно, написав свою Фамилию, Имя по-русски, логин по-английски и загрузив свою личную фотографию (а не чужой аватар), см. ПРАВИЛА ФОРУМА.

Аватара пользователя
Тимофеев Виктор Иванович
Сообщения: 1789
Зарегистрирован: 08 апр 2011, 12:42
Откуда: РОССИЯ, Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Кэнпо или каратэ!?

Сообщение Тимофеев Виктор Иванович » 10 апр 2013, 08:24

От бывшего ученика ВармаЮ.А. Васильева А.Ф.:

"К сожалению Юрий Альбертович стар и сильно болен. Живёт за городом и передвигается с большим трудом. Я не могу позволить себе тревожить Великого мастера."
В.И.

P.S.
Комментировать и создавать свои темы Вы сможете после КОРРЕКТНОЙ регистрации на форуме, а именно, написав свою Фамилию, Имя по-русски, логин по-английски и загрузив свою личную фотографию (а не чужой аватар), см. ПРАВИЛА ФОРУМА.


Вернуться в «Наследие великих мастеров»