ФЕХТОВАНИЕ НА ШПАГАХ
Добавлено: 09 мар 2012, 08:47
ФЕХТОВАНИЕ НА ШПАГАХ
Считается, что шпага появилась как результат постепенного утончения
меча. Обычным мечом трудно было поразить врага, одетого в готический или
максимилиановский доспех. А плоским узким лезвием можно было наносить
удары в его слабые точки: места соединения и смотровые щели. Свое назва-
ние шпага получила от слова "spata" - кавалерийского меча древних рим-
лян. Родиной шпаги традиционно считают Италию, откуда, собственно, ис-
кусство владения этим оружием распространилось по всей Европе.
Изначально бой на шпагах протекал с использованием щитов разных форм,
небольшого размера - брокелей. Его техника была очень близка к поединку
на мечах со щитами. При этом брокели использовались и для нанесения уда-
ров. Часто к ним прикрепляли металлические шипы, по форме напоминающие
кинжалы. Были они разной длины и могли предназначаться как для рубящих,
так и для колющих ударов. Сама шпага конца XV-XVII вв. тоже использова-
лась для таких ударов, поэтому не следует ее считать чисто колющим ору-
жием. В XVI в. постепенно отказываются от щита, заменяя его дагой. Па-
раллельно с этим в Испании для действия левой рукой стали широко приме-
нять плащ. Его либо наматывали на руку и отбивали им удары, как щитом,
либо набрасывали на оружие или голову противника.
Для итальянской школы фехтования на шпаге с дагой (позже кинжалом)
характерна силовая манера ведения боя. Часто использовались различные
варианты захватов с элементами борьбы; одновременные удары шпагой и да-
гой, либо их серии. Для противника опасность использования "двойного
оружия" была в том, что он рисковал быть пораженным и на длинной дистан-
ции, и на короткой. Для парирования ударов применяли либо один вид ору-
жия, либо сразу оба.
Популярность фехтования была столь высока, а, следовательно, потреб-
ность в квалифицированных учителях фехтования для армии и частных лиц
столь велика, что многочисленные преподаватели фехтования и даже профес-
сиональные убийцы и дуэлянты объединялись в корпорации со своими закона-
ми и иерархией, например, "Братство Святого Марка", "Фехтовальное
братство" или "Браво" - каста дуэлянтов и наемных убийц в Испании.
Часто эти люди, странствующие по всей Европе и Азии совмещали в себе
способности преподавателей с хладнокровной жестокостью убийц и не против
были заработать на заказной дуэли. Мастеров клинка называли "свободным
поединщиками" и беспрепятственно позволяли им пересекать любые границы.
Официальные власти их не трогали, так как искусство фехтовальщиков нужно
было всем.
К концу XVII в. во Франции постепенно отказались от применения даги
или кинжала и в поединках стали использовать только шпагу. Облегчение ее
клинка привело к тому, что французы отказались и от рубящих ударов, ис-
пользуя только уколы. Но при этом иногда для увода клинка противника в
сторону допускались действия свободной рукой.
Такая манера фехтования хорошо показана в книге Бальтазара Фишера
"Искусство фехтовать, во всем его пространстве". Чрезвычайно интересны
наставления этого мастера к ученикам:
"Не жди никогда; но напротив того противься всегда его отбоям; чтобы
твое зрение не было никогда более устремлено на одну часть нежели на
другую, дабы противник никогда не мог отгадать твое намерение; но лучше
иметь вид твердый и надежный, и думай прежде о том, что делать хочешь. Я
бы желал даже, чтобы вид твой казался заблудшимся во всех твоих намере-
ниях, дабы не дать предузнать твоего предприятия".
То есть Фишер придает большое значение психологическому аспекту пое-
динка, ибо считает, что даже мимолетно брошенный взгляд может подсказать
направление последующего удара противнику.
Считается, что шпага появилась как результат постепенного утончения
меча. Обычным мечом трудно было поразить врага, одетого в готический или
максимилиановский доспех. А плоским узким лезвием можно было наносить
удары в его слабые точки: места соединения и смотровые щели. Свое назва-
ние шпага получила от слова "spata" - кавалерийского меча древних рим-
лян. Родиной шпаги традиционно считают Италию, откуда, собственно, ис-
кусство владения этим оружием распространилось по всей Европе.
Изначально бой на шпагах протекал с использованием щитов разных форм,
небольшого размера - брокелей. Его техника была очень близка к поединку
на мечах со щитами. При этом брокели использовались и для нанесения уда-
ров. Часто к ним прикрепляли металлические шипы, по форме напоминающие
кинжалы. Были они разной длины и могли предназначаться как для рубящих,
так и для колющих ударов. Сама шпага конца XV-XVII вв. тоже использова-
лась для таких ударов, поэтому не следует ее считать чисто колющим ору-
жием. В XVI в. постепенно отказываются от щита, заменяя его дагой. Па-
раллельно с этим в Испании для действия левой рукой стали широко приме-
нять плащ. Его либо наматывали на руку и отбивали им удары, как щитом,
либо набрасывали на оружие или голову противника.
Для итальянской школы фехтования на шпаге с дагой (позже кинжалом)
характерна силовая манера ведения боя. Часто использовались различные
варианты захватов с элементами борьбы; одновременные удары шпагой и да-
гой, либо их серии. Для противника опасность использования "двойного
оружия" была в том, что он рисковал быть пораженным и на длинной дистан-
ции, и на короткой. Для парирования ударов применяли либо один вид ору-
жия, либо сразу оба.
Популярность фехтования была столь высока, а, следовательно, потреб-
ность в квалифицированных учителях фехтования для армии и частных лиц
столь велика, что многочисленные преподаватели фехтования и даже профес-
сиональные убийцы и дуэлянты объединялись в корпорации со своими закона-
ми и иерархией, например, "Братство Святого Марка", "Фехтовальное
братство" или "Браво" - каста дуэлянтов и наемных убийц в Испании.
Часто эти люди, странствующие по всей Европе и Азии совмещали в себе
способности преподавателей с хладнокровной жестокостью убийц и не против
были заработать на заказной дуэли. Мастеров клинка называли "свободным
поединщиками" и беспрепятственно позволяли им пересекать любые границы.
Официальные власти их не трогали, так как искусство фехтовальщиков нужно
было всем.
К концу XVII в. во Франции постепенно отказались от применения даги
или кинжала и в поединках стали использовать только шпагу. Облегчение ее
клинка привело к тому, что французы отказались и от рубящих ударов, ис-
пользуя только уколы. Но при этом иногда для увода клинка противника в
сторону допускались действия свободной рукой.
Такая манера фехтования хорошо показана в книге Бальтазара Фишера
"Искусство фехтовать, во всем его пространстве". Чрезвычайно интересны
наставления этого мастера к ученикам:
"Не жди никогда; но напротив того противься всегда его отбоям; чтобы
твое зрение не было никогда более устремлено на одну часть нежели на
другую, дабы противник никогда не мог отгадать твое намерение; но лучше
иметь вид твердый и надежный, и думай прежде о том, что делать хочешь. Я
бы желал даже, чтобы вид твой казался заблудшимся во всех твоих намере-
ниях, дабы не дать предузнать твоего предприятия".
То есть Фишер придает большое значение психологическому аспекту пое-
динка, ибо считает, что даже мимолетно брошенный взгляд может подсказать
направление последующего удара противнику.