Фехтование саблей.

Аватара пользователя
Тимофеев Виктор Иванович
Сообщения: 1788
Зарегистрирован: 08 апр 2011, 12:42
Откуда: РОССИЯ, Санкт-Петербург
Контактная информация:

Фехтование саблей.

Сообщение Тимофеев Виктор Иванович » 09 мар 2012, 08:28

Фехтование саблей.

Польская школа сабельного фехтования появилась практически одновременно с повсеместным распространением сабли на территории Речи Посполитой и через некоторое время заслужила репутацию одной из самых сильных в Европе. Дело дошло до того, что в XVIII в. даже турки всерьез утверждали, что исторической родиной сабли является... именно Польша — так велика была слава польских рубак.

В XVII в. появился уже вполне специфический стиль фехтования на саблях, о чем свидетельствует тогдашняя поговорка: «Венгерец бьет наотмашь, московит — сверху вниз, турчин — к себе, а поляк «на крыж» машет своей саблей». В словосочетании «на крыж» как раз и заключалось своеобразие польского способа сабельного боя.

Этот способ боя получил в Польше наименование «sztuka krzyzowa», поскольку во время фехтования клинки сабель, пересекаясь друг с другом во время парирований ударов, как бы образовывали крест, то есть пересекались под прямым углом. Так как рукояти кара-бел или гусарских сабель не обладали развитыми гардами, как, например, шпаги, поляки применяли так называемые dlugi zaslony (длинные защиты) — переворачивали саблю клинком книзу, чтобы вражеское оружие при соскальзывании не попало по незащищенной кисти.

Виды ударов саблей.

В польском фехтовании на саблях различали следующие основные виды ударов:
1) продольный удар сверху вниз, называвшийся «голова»;
2) продольный удар снизу вверх, под подбородок;
3) горизонтальный удар между бедром и лопаткой, называвшийся «ударом отцовским»;
4) вертикальный удар от левого плеча или левого уха наискосок к правому боку через грудь — «референдарский удар»;
5) горизонтальный удар в левую часть головы (щеку);
6) вертикальный удар от левого бока, повернув клинок острием вверх, к правому плечу через грудь наискосок, называвшийся «сенаторским ударом».

Сами сабельные удары по своей эффективности подразделялись на следующие основные типы:

1) удар прямой, толкающий — был не очень сильным, но зато очень быстрым и точным, этот удар можно было использовать в поединках как на малых, так и на относительно больших дистанциях, как в схватке с одиночным пешим противником, так и в конном бою (особенно во время общих столкновений), когда возникала необходимость наносить множество очень быстрых ударов в разных направлениях;

2) удар разрубающий (так называемый тесачный), наносившийся с локтевого или плечевого замаха, дававший в результате очень сильный эффект, такой удар использовался прежде всего в пешем бою на малых дистанциях (даже против неприятеля, который мог быть частично защищен доспехами);

3) удар протягивающий, когда сабельный клинок своим движением как бы протаскивали по телу противника, наносившийся замахом от плеча, дававший большой эффект в ходе схватки и на относительно удаленных дистанциях, такие удары применялись для разрубания тела противника или его вооружения, с их помощью можно было наносить режущие раны концом клинка в конном или пешем поединке.

Надо сказать, что и различные типы польских сабель конструктивно приспосабливались для определенной манеры боя. Так, например, сабли венгерско-польского типа применялись для нанесения так называемых, используя польскую фехтовальную терминологию, дубинных ударов, чаще всего при замахе от плеча, чему немало способствовало хорошо развитое перо на конце клинка. Карабелу же, благодаря конструкции ее рукояти, которая создавала хороший упор для мизинца, применяли для дуговых или протягивающих ударов.

Кроме рубящих ударов, в сабельном бою часто применялись и колющие, но заметно отличавшиеся по характеру от уколов, наносимых, скажем, мечом. Из-за изогнутости клинка саблей очень трудно было нанести прямой укол, зато благодаря ей же она прекрасно подходила для нанесения ударов сбоку, снизу или сверху, что имело немаловажное значение для борьбы с таким противником как, например, вооруженный круглым щитом турок.

Владение сабельным фехтованием

Исходя из польских текстовых источников, датированных XVII в., можно заключить, что:
а) большинство схваток на саблях, как на войне, так и в мирное время, производилось пешим порядком и с одиночным противником [Возможно, это связано с тем, что шляхтича даже в ходе военных действий сопровождала свита боевых холопов, которая «оттягивала» на себя аналогичное сопровождение его противников, позволяя именитым воинам вести подобье поединков, не ввязываясь в массовую схватку.];
б) на каждые 19 попаданий 14 приходилось по руке (в частности по большому пальцу) и 5 — в голову: «...после второго или третьего удара отсек ему пальцы», «...пришлось ему рубиться со Снарским, которому он отсек палец»;
в) часто использовались защиты оружием и ответные атаки: «...хватил он меня знатно, так что сабля задрожала в кулаке, — выдержал выпад. Схватились мы с ним еще раз десять — ни мне, ни ему»;
г) схватка конных противников по своей тактике зачастую походила на пеший бой. Следовательно, уход с линии атаки прыжком или отшагиванием имел подчиненную роль (по сравнению с теми же отбивами) и применялся в той же мере, как маневр всадника, шпорящего и осаживающего лошадь на коротком аллюре.

Владению саблей обучались поначалу индивидуально, примерно так же, как и средневековые рыцари, то есть у своего отца или какого-либо иного родственника либо у человека, который сам хорошо умел фехтовать и участвовал в военных походах. Технику ударов отрабатывали с применением «пальцат» — деревянных палок, на которых устраивались учебные поединки, причем зачастую самостоятельно, как развлечение, что помогало лучше усваивать фехтовальные премудрости:

«Еще одним развлечением во время каникул были палки, называвшиеся пальцатами, которыми, затевая поединок, студенты фехтовали между собой. Это упражнение было весьма необходимо для поддержания в шляхтичах достоинства, как средство для приучения молодежи к будущему овладению саблей».
В.И.

P.S.
Комментировать и создавать свои темы Вы сможете после КОРРЕКТНОЙ регистрации на форуме, а именно, написав свою Фамилию, Имя по-русски, логин по-английски и загрузив свою личную фотографию (а не чужой аватар), см. ПРАВИЛА ФОРУМА.

Аватара пользователя
Тимофеев Виктор Иванович
Сообщения: 1788
Зарегистрирован: 08 апр 2011, 12:42
Откуда: РОССИЯ, Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Фехтование саблей.

Сообщение Тимофеев Виктор Иванович » 09 мар 2012, 08:40

С XIV века, когда началась открытая экспансия турок в Восточную Евро-
пу, все большей и большей популярностью у европейцев этого региона стала
пользоваться сабля. Она быстро нашла свое место в арсеналах Европы и за-
нимала доминирующее положение на протяжении XV-XVII вв. в военном деле
Сербии, Албании, Хорватии, Молдавии, Украины, России, Венгрии, Польши.

Сабля была действительно универсальным оружием, одинаково пригодным и
для конного, и для пешего боя. Изначально клинки сабель делали массивны-
ми, чтобы их вес способствовал разрубанию доспехов, а для придания им
больших режущих свойств, часто на кончиках клинков с тыльной стороны де-
лалось утолщение - "елмань" или "перо", что усиливало инерцию сабли при
рубке. Но это была не единственная функция елмани. Например, в венгерс-
кой школе сабельного поединка (во многом заимствованной у турок) в XVI
в. эту деталь использовали для дополнительного подсекающего движения.
Елмань оттачивалась, и при нанесении рубящего удара, если даже противник
сумел его парировать, клинок сабли поворачивали обухом к корпусу врага и
возвращая оружие в исходное защитное положение, совершали секуще-режущее
движение на себя, стараясь задеть незащищенные части тела пером.
Существовало два способа удержания клинка при совершении парадов. Так
называемые "длинные" или "венгерские" защиты и "короткие" или "обыкновенные".
Венгерский способ отличался тем, что кончик клинка при оборонительной
позиции был направлен к земле, а не вверх. Эта традиция изначально обус-
ловливалась небольшими размерами защитной гарды, оставляющей кисть руки
открытой для поражения. Поэтому под рубящие удары противника подставляли
клинок, держа руку выше точки соприкосновения оружия, чтобы сабля, сос-
кальзывая вниз, не могла задеть кисть.
В сабельном поединке различают шесть основных способов парирования
ударов. Нумерация их в различных источниках дается по-разному, но самой
распространенной была следующая:
1. Клинок подставляют под удар наносимый по левой ноге или бедру ост-
рием вниз, защищая тем самым всю нижнюю линию корпуса.
2. То же самое, но защищая правую ногу или бедро.
3. Защита правого плеча, бока и руки. Клинок держат острием вверх (по
венгерской методе острие клинка всегда направлено вниз),
4. То же самое, но защищая левую сторону корпуса.
5. Защита головы. Клинок подставляют под прямой удар, держа его па-
раллельно или чуть под углом к земле.
6. Парад колющего удара с уводом клинка противника вправо или влево
(чуть вверх или чуть вниз), держа саблю или острием вверх, или вниз. При
этом дополнительно совершая движение корпусом в сторону, противоположную
отбитой сабле противника.
Существует еще седьмой, малораспространенный в пешем бою парад, когда
защищают спину, выставляя клинок за правое или левое плечо, держа его
острием вниз и при этом совершая тем же плечом движение в сторону, про-
тивоположную ставящемуся параду.
Удары наносятся по той же схеме, в основном рубящие и в меньшей сте-
пени колющие.
Для сабельного и шпажного боя старых школ были характерны так называ-
емые "внутренние" удары, идущие снизу в сторону подбородка и горла. От-
разить их было чрезвычайно сложно и часто, чтобы избежать поражения,
приходилось спасаться уходом: например, прыжком назад или в сторону.
По мере облегчения вооружения уменьшался и вес сабли. Манипулировать
ей стало значительно проще, появилась возможность наносить кистевые уда-
ры, особенно характерные для венгерской школы. Эффективны они тем, что
для их проведения достаточно простого поворота кисти; для противника это
движение оставалось неуловимым и такой удар часто достигал цели. Сила
его была меньше силы локтевого удара, но серьезно поранить противника им
вполне было можно. Барбазетти отказался от этих приемов и в своей книге
советует:
"При нанесении ударов должна участвовать вся рука от плеча, дабы удар
был сильнее, кроме того следует иметь в виду невозможность нанести
сильный удар боевым оружием, имеющим известный вес, одной кистью" (130).

Аватара пользователя
Тимофеев Виктор Иванович
Сообщения: 1788
Зарегистрирован: 08 апр 2011, 12:42
Откуда: РОССИЯ, Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Фехтование саблей.

Сообщение Тимофеев Виктор Иванович » 09 мар 2012, 08:42

Дуэли на холодном оружии в Европе были очень распространены. Даже в
XIX в., когда в России дворяне уже предпочитали пистолет, европейцы сох-
раняли традиции клинкового поединка.
Дуэльных правил имелось множество. Кроме устоявшихся, традиционных,
часто совершенно спонтанно в момент поединка сочинялись новые. Дуэли
могли продолжаться "до первой крови" или "до смертельного исхода", но,
как правило, они ограничивались собственно боем на клинках, без ис-
пользования элементов борьбы. Хотя вполне вероятно, что иногда дуэли
происходили и без всяких правил.
В конце XIX в. вышел в свет ряд книг, посвященных этой теме:
1. 1863 г. Маркиони и Цезарь Энрикетти "Правила дуэли и задача секун-
дантов". Флоренция.
2. 1863 г. Жак Николетти "О гражданской и военной дуэлиио поводах к
ее уничтожению". Флоренция.
3. 1867 г. Антонио Тульябуэ "Дуэль". Милан.
4. 1868 г. Ц. А. Бленджини "О дуэли и о главных условиях, необходимых
для соблюдения и об обязанностях секундантов и свидетелей". Падуя.
5. 1869 г. Павел Фамбри "О дуэли". Венеция.
Очень интересно описана дуэль на саблях в романе венгерского писателя
Кальмана Миксата "Черный город", написанного в конце XIX в. Хотя произ-
ведение художественное, но автор, несомненно, разбирался во всех тонкос-
тях фехтования:
"...Первым делом нужно решить, - начал Миклош Блом, - будем ли мы
драться по саксонским правилам или по венгерским ?
... - Мне совершенно безразлично. Уступаю право выбора своему против-
нику.
- Пусть будет по саксонским правилам, - с легким поклоном отвечал
Дердь Гергей.
Саксонские правила поединка были наиболее благоразумными и, хотя во
многом походили на современные, не знали тех излишних формальностей, ко-
торыми страдают нынешние дуэльные кодексы. Противники выходили и дрались
до первой или до последней крови. Доктора с собой не брали, протокола не
писали. Словом, на тогдашних дуэлях лились не чернила, а кровь.
...Миклош Блом отломил от старого дуплистого дерева длинный прямой
прут.
... Прутом он смерил рост Фабрициуса, как вызванного на дуэль, отре-
зал от прута лишнее и с помощью своей мерки нарисовал на земле два оди-
наковых круга один подле другого.
Противники встали каждый в свой круг и начали бой, приняв к сведению,
что первый из них, кто выйдет в азарте наступления или под натиском про-
тивника за черту круга будет считаться побежденным.
...Однако и у саксонского способа дуэли были свои недостатки: явное
преимущество фехтовальщика с длинными руками, разрешение наносить любые,
даже противоречащие правилам удары, за исключением колющих, - одним сло-
вом, "руби, не щади". Финты, обманные удары и прочие уловки не только
допускались, но даже рекомендовались.
...Гергей же, обучавшийся сабельной рубке у отца, дрался на венгерс-
кий манер, поворачивая руку только в запястье.
...Прием Грибе состоит в том, что саблю направляют в грудь противни-
ку, и тот, естественно, готовится парировать удар, в это мгновение напа-
дающий делает молниеносный поворот руки в запястье, сабля описывает по-
лукруг вниз, с огромной силой, уже снизу, ударяет по вражескому клинку и
неизбежно выбивает его..."
В XVIII и XIX вв. сабля по-прежнему оставалась на вооружении в кава-
лерии. В пехоте использовались ее укороченные варианты: полусабли и те-
саки, техника боя на которых практически ничем не отличалась от са-
бельной. Тяжелая и средняя кавалерия - кирасиры и драгуны - были воору-
жены палашами, манера боя на них имела некоторые отличия от боя на саб-
лях. Разница обусловливалась большим весом палаша, что исключало актив-
ное применение кистевых ударов, а его прямой и более длинный клинок был
удобен для нанесения уколов.
Результат фехтования на коне зависел не только от умения владеть
клинком, но и от умения управлять лошадью.
"Немецкий гусар и французский кирасир, выбравшись из толпы после
схватки, встретились на поле битвы в виду наших линий. Гусар потерял
свой кивер, и кровь струилась из его головной раны. Однако это не поме-
шало ему кинуться на своего противника, закованного в железо, и он скоро
доказал, что искусство в управлении лошадью и умение владеть саблей бо-
лее значат, нежели предохранительное вооружение. Превосходство гусара
можно было заметить, как только он скрестил оружие. После нескольких на-
падений сильный удар заставил француза покачнуться в седле, и все его
старания воспротивиться быстрым нападениям противника остались тщетными;
наконец второй удар повалил его на землю. Третий гусарский полк жадно
следивший за этим отчаянным поединком, шумно аплодировал победителю,
принадлежащему к этому полку" (86).
При фехтовании верхом надо было постоянно помнить о том, что во время
схватки опасности подвергается не только всадник, но и его конь. Поэтому
всадников обучали блокировать удары, направленные на животное, в основ-
ном, в область головы и шеи.
Кавалерист Нолан дает следующие рекомендации:
"Главное внимание следует обратить на голову, заднюю сторону шеи, на
руки и ноги. Азиатцы, которые хорошо понимают эту необходимость, с осо-
бенным старанием закрывают эти части, а потому имеют полное преимущество
перед теми из своих противников, которые пренебрегают подобными предос-
торожностями.
Иррегулярные турки носят чалму, которая лучше предохраняет голову
всадника, нежели медные и стальные каски. Колени их защищены глубокими
седлами, а ноги - широкими железными стременами. Рукава их одежды подби-
вались волосом, и дурные клинки европейских сабель едва ли могли испор-
тить их одежду, сделанную из чистого шелка, или из шелка пополам с бума-
гою. Одежда русских и австрийских солдат далеко не представляла собою
такого сопротивления турецким саблям или легким и коротким ятаганам.
...Обыкновенная привычка сейков направлять удары в затылок принесла
так много вреда в сражении 2 ноября, что наши офицеры принуждены были
изыскивать особенные средства для предосторожности. Некоторые из них об-
матывали кругом кивера холстину с целью образовать трудно проницаемые
складки, и это действительно служило некоторой защитой.
...Для защиты рук необходимо употреблять такие рукавицы и нарукавни-
ки, которые не препятствовали бы свободно и ловко владеть эфесом сабли -
например, вроде тех, какие обыкновенно употребляют все индийские наезд-
ники. Они выделывают их из мелких блях или стальных колец и надевают на
руку вплоть до самого локтя. Это имеет ту важную выгоду, что руки, буду-
чи подняты кверху, могут отражать удары, направленные в голову и в туло-
вище. Рукавицы не тяжелы, а руки остаются совершенно свободными,
вследствие чего получается возможность хорошо и ловко владеть своим ору-
жием" (86).
Для того, чтобы правильно наносить удары, оружие должно быть хорошо
сбалансировано. Барбазетти считает, что у идеального клинка центр тяжес-
ти должен находиться приблизительно в 5 см от гарды. Больше значение
имеет правильная форма рукояти эфеса; лучше ее делать не круглой, а
овальной (в разрезе), чтобы плотно лежала в ладони бойца, не будучи
слишком толстой или слишком тонкой.
"Эфес должен быть плоский (овальный - В. Т.); иначе его нельзя твердо
сжимать, а вследствие вращения в руке сабля может иногда совсем не про-
изводить удара" (86).
Имеется в виду, что, если у эфеса рукоять круглой формы, то при за-
тяжной сабельной рубке она будет вращаться в ладони. Всадник наносит
удары не прямо, а под углом и даже плашмя. Боец в этом случае вынужден
постоянно перехватывать эфес, возвращая его в нужное положение, тем са-
мым ослабляя хват оружия и рискуя его выронить при ударе по клинку.
Нолан часто сетует на плохое качество европейских клинков, их закалку
и заточку. В сражении под Гейльсбергом (1807 г.) в схватке между прусс-
кими уланами и драгунами с французскими кирасирами, прусский офицер -
капитан Гебгард получил двадцать ударов и остался жив. Бой он вел облом-
ком пики и при этом умудрился выбить из седел нескольких кирасир; а один
из французских офицеров в этом же бою получил 52 ранения и также остался
жив.
Противопоставляя европейцам азиатских всадников, Нолан хвалит их на-
ходчивость и сноровку:
"В сражении при Чиллианвиллахе (в Индии - В. Т.), один сейкский кава-
лерист вызывал на поединок англичан и прежде, нежели сам успел свалиться
от выстрела, выбил из седла трех драгун. Один из них, вооруженный пикою,
потерял древко и большой палец руки, которые были разрублены одним и тем
же ударом.
...Один сейк, во время отступления нашей кавалерии от Чиллианвиллаха
кинулся на нашу конную артиллерию, изрубил двух фейерверкеров и прибли-
жался уже к третьему, но этот последний, видя, какое употребление делают
его товарищи из своих сабель, вложил свою в ножны, прехладнокровно выта-
щил плеть и ею так хватил лошадь своего противника, что тем спас свою
жизнь" (86).
Вооруженные на европейский манер индийские кавалеристы, находившиеся
на службе у англичан, переделывали европейское оружие на свой лад и с
успехом применяли его в бою.
"Во время моего пребывания в Индии, произошло столкновение между ир-
регулярными кавалеристами Низама и шайкой инсургентов (повстанцев - В.
Т.). Эти последние хотя и превосходили числом своего противника, но были
разбиты и понесли большие потери. После сражения, я обратил особенное
внимание на донесение хирурга об убитых и раненых, из которых большая
часть сильно пострадала от сабельных ударов. При этом замечено следую-
щее: руки были отняты от самого плеча и голова разрублена на две части,
руки были отрублены несколько выше кисти и по-видимому, одним ударом, в
тот момент, когда они, вероятно, были подняты для защиты головы.
Ноги были совершенно разрублены выше колена и т.д.
Изумление мое было велико. Неужели это были великаны, которые так ис-
кусно отсекали члены? Или, быть может, таких результатов достигли они
вследствие хорошей закалки своих клинков и способа их употребления.
...Представьте же теперь мое удивление!.. Большая часть их клинков
были такие же как и клинки наших драгун; только они несколько переделали
и по своему оправили их. Металлические эфесы весьма удобны для держания
в руке и не так круглы, как эфесы наших сабель, у которых клинки, вслед-
ствие этого часто не вращаются по желанию. Их сабли отточенные до остро-
ты бритвы, вкладываются в деревянные ножны, которые с помощью одного
только короткого ремня подвешиваются к портупее. С передней стороны этой
последней, пришита пуговица, на которую надевается узкий ремешок, но так
как другой конец этого ремешка прикрепляется к сабельному эфесу, то он
поддерживает саблю и препятствует ей выпадать из ножен.
Низамские кавалеристы свои сабли обнажают только перед атакой.
...Испросил его (низамского всадника - В.Т.), каким образом они нано-
сят свои удары в тех случаях, когда намереваются отсечь какой-нибудь
член.
- Мы сильно ударяем, - отвечает он.
- Это, конечно, - сказал я, - но как научшись вы владеть саблей?
- Мы никогда не учились, - заметил он.
- Какая бы рука ни была, но хороший клинок всегда должен хорошо ру-
бить" (86).
В данном случае всадник явно преувеличивает, потому что дилетант,
имея любой прекрасно закаленный клинок, пусть даже из дамасской стали,
не сумеет выстоять против хорошо обученного соперника. Фехтование, как и
любой вид профессиональной деятельности, требует постоянных системати-
ческих тренировок, в противном случае результаты будут далеки от ожидае-
мых. Разумеется, в истории бывали и такие коллизии, когда неумелый боец
побеждал опытного рубаку, но где нет исключений, там нет и правил.

История боевого фехтования. Тараторин В.В.

Аватара пользователя
Тимофеев Виктор Иванович
Сообщения: 1788
Зарегистрирован: 08 апр 2011, 12:42
Откуда: РОССИЯ, Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Фехтование саблей.

Сообщение Тимофеев Виктор Иванович » 15 июн 2012, 14:56

Казаки-пластуны
В.И.

P.S.
Комментировать и создавать свои темы Вы сможете после КОРРЕКТНОЙ регистрации на форуме, а именно, написав свою Фамилию, Имя по-русски, логин по-английски и загрузив свою личную фотографию (а не чужой аватар), см. ПРАВИЛА ФОРУМА.


Вернуться в «Фехтование клинковым оружием и подручными средствами»