Страница 1 из 1

"Нейробика" или тренировка для мозга

Добавлено: 15 сен 2013, 09:44
Серашов Александр
Стремитесь к новому

Мозг можно и нужно тренировать. Известный американский нейробиолог Лоренс Кац (Lawrence C. Katz, Howard Hughes Medical Institute) предложил систему простых упражнений, помогающих развивать мозг в любом возрасте. Так как обучение — это создание новых связей между клетками мозга, и при этом большая часть мозга занята обработкой сигналов от всех органов чувств, он предложил подкинуть мозгу работу: регулярно вносить нечто новое в наши повседневные привычки. Новые впечатления заставляют мозг создавать новые связи между клетками, активируя ранее неработавшие участки. Таким образом, человек, идущий на работу другой дорогой, тренирует мозг, которому приходится обрабатывать новые сигналы: цвета и силуэты домов, незнакомые рекламные постеры, оценивать поток машин на улицах, анализировать шумы.

Принцип нейробики (как Лоренс Кац назвал свое детище) прост: нужно добавлять в ежедневную рутину некую новую активность, задействовав хотя бы один орган чувств. Вот некоторые из его конструктивных предложений:
  • Проснувшись, понюхать ваниль, чтобы разнообразить привычный по утрам запах свежмолотого кофе. Присоединение нового аромата к утренней рутине задействует новые цепочки нейронов.
  • Проделывать привычные утренние ритуалы — чистить зубы, причесываться, и прочее — не той рукой, что обычно.
  • Обзавестись набором разных ароматов и, набирая определенный номер телефон, нюхать выбранный для этого номера аромат (как результат, номер в ассоцииации с запахом должен легко запомнится).
  • Покупать незнакомые продукты и при любой возможности заказывать неизвестные блюда в ресторане.
  • Оказавшись за границей, стараться максимально освоить новую действительность: забираться подальше от известных туристических маршрутов, самому вести машину, следуя лишь дорожным указателям, общаться с местными жителями, говорящими на другом языке.

Медитация укрепляет внимание

Известно, что люди, регулярно практикующие медитацию, спокойнее и счастливее тех, кто игнорирует это достижение восточной медицины и философии. Это объясняется тем, что в их левой лобной части мозга, отвечающей за позитивные эмоции, всегда наблюдается более высокая активность, нежели у людей, не практикующих медитации.
Однако выяснилось, что медитация влияет на мозг в существенно большей степени, чем предполагалось ранее. Группа под руководством Брюса О’Хары (Bruce O’Hara, University of Kentucky at Lexington) пыталась выяснить, что в большей степени оказывает влияние на эффективность восприятия. Они использовали хорошо известный тест: испытуемые должны нажимать кнопки при появлении на ЖК-экране картинок. Известно, что обычно на это требуется 200–300 миллисекунд, но, если человек не выспался, его реакция существенно замедляется. Десяти испытуемым предложили пройти тесты до и после 40 минут сна или легкой беседы или медитации или чтения. Каждый из добровольцев проходил через все четыре типа деятельности по очереди. Испытуемые показывали хорошие результаты после 40 минут сна, но, что ошеломило исследователей, абсолютно все участники эксперимента показали лучшие результаты после 40 минут медитации. При этом никто из добровольцев не практиковал медитацию прежде. Таким образом, даже разовая медитация оказывает позитивное воздействие на работу мозга.

При некоторых условиях медитации приносят большую пользу, чем даже сон.

Другое исследование, проведенное группой Сары Лазар (Sara Lazar, Massachusetts General Hospital), предлагает возможное объяснению этому феномену. Отобрав пятнадцать человек практикующих медитацию, и пятнадцать — не практикующих, группа ученых исследовала их мозг при помощи магнитно-резонансного сканера. Оказалось, что кора головного мозга в зонах, отвечающих за внимание и обработку сигналов от органов чувств, толще у тех, кто практикует медитацию. Подобный эффект был замечен ранее у музыкантов, лингвистов и атлетов. Как пояснила Лазар, «кора головного мозга становится толще не благодаря росту новых нейронов, а благодаря более широким кровеносным сосудам и более развитым поддерживающим структурам».

"Нейробика" или тренировка для мозга

Добавлено: 15 сен 2013, 09:46
Серашов Александр
О пользе музыки и о вреде красного цвета

Канадцы под руководством профессора Лорел Трейнор (Laurel Trainor, McMaster University) обнаружили, что занятия музыкой оказывают благоприятное воздействие на развитие мозга у детей дошкольного возраста. Неудивительно, что через год после начала занятий музыкой (будь то пение или освоение музыкального инструмента) специфические музыкальные навыки заметно прогрессируют. Однако оказалось, что имеются улучшения и в других областях, и они связанны с более продуктивной работой памяти.

В эксперименте принимали участия двенадцать детей в возрасте от 4 до 6 лет, разделенные на две группы: первая посещала уроки музыки (причем обучение велось «с нуля»), вторая музыкой не занималась. Через год были замечены успехи группы музыкантов в математике, запоминании новых слов, чтении. Кроме того, эти дети показали лучшие результаты в тестах IQ. Важно отметить, что для занятий музыкой не выбирались особо одаренные дети.
Это же исследование ранее выявило, что для детей школьного возраста занятия музыкой более полезны, чем занятия в драмкружке: «музыканты» показывали лучшие результаты как в учебе (общеобразовательные предметы), так и при прохождении тестов IQ. А теперь выяснилось, что занятия музыкой помогают развиваться и мозгу дошколят.

Интересное открытие сделала группа ученых из Рочестерского университета (University of Rochester): оказывается, красный цвет ухудшает способности людей к занятиям умственной деятельностью. Руководитель группы Эндрю Эллиот (Andrew J. Elliot) полагает, что красный, вызывающий, как и любой другой цвет, множество ассоциаций, в сочетании с тестовыми заданиями «включает» самую плохую: именно красным цветом обычно помечают ошибки. В процессе эксперимента испытуемым перед началом прохождения тестов предлагали взглянуть на вспышку красного цвета. При прохождении тестов они либо показывали более слабые результаты, либо, если можно было отсеять вопросы самостоятельно, выбирали самые простые из них. Второй факт подтверждает, что под воздействием красного цвета люди еще сильнее начинают бояться совершить ошибку, и потому выбирают задачу попроще. Видимо, перед ответственными экзаменами студентам стоит избегать красного цвета.

"Нейробика" или тренировка для мозга

Добавлено: 15 сен 2013, 09:49
Серашов Александр
Мозг любит компанию

Забавный результат показало исследование под руководством профессора Иллинойского университета в Урбане-Шампейне Патрика Лафлина (Patrick R. Laughlin, University of Illinois). Если, несмотря на все «тренировки», своего ума все-таки не хватает для решения какой-либо проблемы, следует позвать на помощь друзей и объединить интеллектуальные усилия.
В тестах приняли участие 760 студентов. Группы из трех, четырех или пяти человек показали лучшие результаты при решении тестовых задач, чем столько же студентов, которые работали над задачей индивидуально. Двое смогли решить задачу столь же эффективно, как и лучшие из «индивидуалов», но хуже, чем группы из трех и более человек. «Мы обнаружили, что группы из трех, четырех, пяти человек выдают лучшие результаты. Вероятно, это происходит благодаря способности людей при работе в команде эффективно усваивать информацию, генерировать идеи, выбирать правильные ответы и отсекать неверные предложения», сказал Патрик Лафлин. Таким образом, ученые подтвердили справедливость поговорки «одна голова хорошо, а две лучше».

Оригинал статьи: http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/pulse/351/